Badge blog-user
Блог
Blog author
Анастасия Дербеко
Blog post category
Политика

Парадоксы истории

Про историческую память
21 Августа 2017, 20:18

Парадоксы истории

Про историческую память
Статистика Постов 13
Перейти в профиль

Уходящее лето оставило нам немало примеров взаимодействия общества со своим прошлым, причем относятся эти примеры по большей части не к России. Однако они оставляют прекрасную возможность для сравнения и противопоставления.

Так случилось, что летом мне довелось посмотреть множество аналитических передач на федеральных каналах, которые я в другое время года не смотрю. Большинство этих передач, как нетрудно догадаться, были посвящены событиям на Украине, в США, американским и европейским санкциям и т.д. Среди не слишком разнообразных сюжетов можно выделить обсуждение сноса памятников советским солдатам в Польше (так принято говорить на канале Россия-1) или декоммунизацию Польши (так предпочитают обозначать этот процесс сами поляки). Наша власть по понятным причинам восприняла это очень болезненно, тут же обозвав этот процесс пересмотром истории, который нужно постараться не допустить, используя любые средства давления на Польшу. Но если ситуация с памятниками в Польше имеет отношение к советской истории и хоть какое-то отношение к России современной, то недавние события со сносом памятников генералам-южанам времен Гражданской войны в США, казалось бы, с нашей страной абсолютно не связаны, однако представителей российской политической элиты, желающих защитить американскую историю от пересмотра, оказалось ничуть не меньше.

Почему эти сюжеты вызывают такие ожесточенные дискуссии внутри политической элиты России? Российские элиты уже не первый год сражаются со всеми, кто пытается как-то по-новому осмыслить события мировой истории и роль Российской империи/СССР/России в этих событиях. Современный подход к истории и историческим событиям подразумевает, что прошлое непосредственно связано с настоящим, и наше отношение к прошлому не только определяет настоящее, но и позволяет конструировать будущее. Это понимание позволяет нам максимально приблизить историю к настоящему и в зависимости от того, как и какие мы задаем вопросы, позволяет нам получать новые ответы. Историческая рефлексия непосредственно влияет на формирование политической культуры, политический конформизм сменяется политической активностью. С точки зрения российской власти и властных элит это очень опасная ситуация, так как человек, интересующийся историей своей страны, задумывающийся над событиями минувших дней, становится таким человеком, которым гораздо сложнее манипулировать. Для него нет готовых ответов, он способен задавать вопросы прошлому и узнавать его с новых сторон. Не случайно в интернете набирают популярность сайты, посвященные изучению прошлого. Пока это в большей степени касается сталинских репрессий, но наверняка затронет и другие исторические периоды.

Российская власть и провластная политическая элита, активно воюя с «пересмотрщиками», сама стремится либо монополизировать право на интерпретацию исторических событий (вспомните министра В.Мединского), либо оперировать сложившимися шаблонами эпохи советской пропаганды. И в целом пока побеждает. Но это не означает, что так будет вечно. И польские, и американские события (а еще раньше украинские со сносом памятников В.Ленину) опасны для российской власти именно тем, что они показывают: переосмысление некоторых исторических событий процесс неизбежный, так как отношение к фактам прошлого является фундаментом формирования политической и национальной идентичности в настоящем и будущем. Меняется социальная, политическая, культурная жизнь, меняются моральные и этические стандарты, это не может не отразиться на отношении к событиям прошлого. Это процесс, который российская власть может затормозить внутри нашей страны, но его нельзя окончательно заблокировать.

Российская власть активно использует события прошлого в целях укрепления текущего политического режима уже не первый год и создает вокруг них выгодную для себя мифологию. Однако обращаться она предпочитает к самым древним событиям, осмотрительно игнорируя события трагического XX века (за исключением Второй мировой войны), и чем ближе дело подходит к концу XX века, тем более молчаливой становится власть. Действительно, вряд ли фигура крестителя Руси князя Владимира может стать предметом серьезных политических дебатов в настоящем, ведь современная Россия совершенно точно не имеет отношение к тому «централизованному российскому государству», которое создавал древний правитель. Интересно, что даже сама эта фигура возникает весьма неожиданно, до последней поездки В.Путина в Севастополь о первом православном князе и Херсонесе как «русской Мекке» не вспоминали года два.

Совсем другое дело события последних 30 лет. 19-21 августа весьма значимые даты в современной России. Собственно, с этих дат история современной России фактически и началась, ведь после разгона ГКЧП развал СССР нужно было только формально и технически оформить. С каждым годом власть все больше стремится эти события не замечать. В свою очередь, люди, которые были очевидцами и наблюдателями тех событий, все меньше понимают — а что они нам дали. Есть значительная прослойка культурной элиты, которая рассматривает неудачу ГКЧП как победу демократии над коммунизмом, однако такая интерпретация явно не является доминирующей в общественном сознании. В прошлом году я ходила на выставку в музее Москвы, посвященную этим трем дням. Посетителей было немного, в основном это были иностранцы, оставленные отзывы тоже были почти все на иностранном языке. Там была возможность послушать аудиозаписи, на которых людей спрашивали о тех днях через 25 лет. Главное настроение, которое можно было уловить, — это страх и растерянность. Люди описывали свой страх от увиденного, от танков на улицах, выражали облегчение, что все закончилось почти бескровно, но никто не сказал (по крайней мере, я не услышала этого ни на одной записи), что разгон ГКЧП стал рождением новой, свободной страны.

util