Badge blog-user
Блог
Blog author
Иван Фокин

Казусы человеческой жизни: между Рынком и Вселенной

13 February 2016, 13:10

Казусы человеческой жизни: между Рынком и Вселенной

Статистика Постов 174
Перейти в профиль
Казусы нашей жизни

3b61a9c61814.jpg

Казус 1 (Casus primus)

Таксисты-«мародеры»

Условие:

В июле 2014 года в московском метро произошла крупная авария, в которой погибло 12 человек. Работа метро остановилась, горожане были вынуждены пересесть на общественный транспорт. Этой ситуацией воспользовались таксисты, которые подняли цены в несколько раз: некоторые таксисты просили за пятиминутную поездку тысячу рублей.

Вопрос:

Могут ли продавцы товаров и услуг извлекать выгоду из ситуаций, возникших в результате катастроф, когда спрос на привычные товары и услуги многократно превышают предложение?

Нужно ли регулировать такие ситуации. Законодательно?

И если государство решает бороться с таким взвинчиванием цен, противоречит ли это принципам свободного рынка?

Мнение

В свое время Джон Дэвис Рокфеллер сказал: «Основной секрет зарабатывания денег состоит в том, чтобы покупать, когда на улицах льется кровь».

А учитывая то, что деньги и золото являются товарами наибольшей ликвидности, то когда на улице льется кровь покупать нужно именно их. А покупать их нужно за то, без чего люди не могут жить — жизнь, здоровье, безопасность ...

И всегда находились люди, которые верно следовали сему предписанию.

Пример первый. В январе 2011 г. в международном аэропорту Домодедово произошел теракт, в результате которого погибло довольно значительное количество людей.

Вследствие массовой паники, количество лиц, желающих уехать из аэропорта значительно возросло. Произошла та же самая ситуация, что и летом 2014 г.. Таксисты стали повышать расценки на проезд до 5-10 тысяч рублей.

Вторая ситуация. В условиях тотального дефицита хлеба и других продуктов питания в осажденном нацистами Ленинграде, широко распространились практики торговли из-под полы доставляемыми товарами.

Третий случай, в условиях осажденного немецкими войсками Парижа в 1870-1971 г. также распространились практики торговли продуктами по взвинченным ценам, недоступным для обычных жителей.

Правда, иногда находились и совсем странные люди, которые вместо того, чтобы покупать золото и деньги — продавали желанные людьми товары по бросовым ценам.

Пример: май-июнь студенческих волнений в Париже 1968 г.. Несколько сотен фермеров договорились о том, что будут поставлять в город продукты питания по себестоимости. В результате так они и сделали.

Быть может это происходит вследствие того, что русский зоолог, профессор Киевского, а затем и Санкт-Петербургского университетов Карл Федорович Кесслер называл законом «Взаимной помощи». Вот как делился своим впечатлением Петр Алексеевич Кропоткин от лекции Кесслера в январе 1880 г.:

«По мнению Кесслера, помимо закона Взаимной Борьбы, в природе существуем еще закон „Взаимной Помощи“, который для успешности борьбы за жизнь, и в особенности для прогрессивной эволюции видов, играет гораздо более важную роль, чем закон Взаимной борьбы. Это предположение, которое в действительности, явилось лишь дальнейшим развитием идей, высказанных самим Дарвином в его „Происхождении Человека“, казалось мне настолько правильным и имеющим такое громадное значение, что с тех пор, как я познакомился с ним (в 1883 году), я начала собирать материалы для дальнейшего развития этой идеи, которой Кесслер лишь слегка коснулся в своей речи и которой он не успел развить, так как умер в 1881 году».

Сам же Петр Алексеевич сумел развить эту идею, и более того, не только развил, а документально, фактически подтвердил ее, изложив результаты своих исследований в замечательной работе под названием «Взаимная помощь как фактор эволюции» (1907 г.) (Режим доступа: <u>http://iph.ras.ru/elib/Kropotkin_Vzaimopom.html</u> ).

Считаю, что современным последователям и апологетам социального дарвинизма и свободы рыночных отношений вкупе с закоренелыми индивидуалистами весьма неплохо бы было ознакомиться с этой работой. Ибо еще Аристотель называл человека «политическим животным», а среди древних худшим наказанием считалось изгнание из коллектива. Современная же городская жизнь, блага цивилизации порой порождают среди нас иллюзию того, что отдельный индивид независим от коллектива и может творить, все что ему вздумается, хотя стоит отключиться электричеству или воде и современный человек оказывается беспомощнее спартанского младенца, кидаемого здоровыми соотечественниками в пропасть. (Вспомним последствия отключения электричества в Нью-Йорке или Лондоне в 2000-х годах).

Возникает вопрос: а чем люди хуже животных, если даже те, на своем примитивном рефлексивном уровне в минуту крайней опасности и катастроф объединяются вместе, чтобы противостоять своему исчезновению.

Что такое человек перед лицом стихии?

Вошь, песчинка, которую унесет ветер перемен и не заметит. И лишь совместное усилие может спасти человека и общество.

Недавно смотрел фильм голливудский «Война миров» 1953 г. . И там есть эпизод, когда в обезлюдевшем Лос-Анджелесе, в который вот-вот войдут марсиане, ученый Клэйтон Форрестер (Джин Барри), выкинутый из машины обезумевшей толпой разговаривает с поверженным на землю человеком, у которого из раскрытого чемодана вываливаются пачки ассигнаций. И человек тот говорит ему: смотрите, даже деньги ничего уже не значат!

Конечно, зарабатывать деньги на несчастье, катастрофах, авариях, голоде, стихийных бедствиях и так далее — можно. Вопрос в другом а насколько это человечно.

Принципы спроса и предложения худо-бедно могут определять распределение товаров и услуг, но когда те или иные товары или услуги становятся факторами выживания, то принципы рынка должны отступить и им на смену должны приходить гражданское самосознание и гражданское коллективное действие, гражданская самоорганизация в обеспечении права каждого человека на жизнь, здоровье и безопасность.

А спекулянты на человеческой жизни и здоровье должны становится изгоями, либо изолироваться от остального общества, так как они являются носителями принципов, ставящих под угрозу выживания всей общности людей на той или иной территории.

И нужно помнить одно: даже все Человечество в целом — всего лишь песчинка перед лицом Вселенной и каждый из нас должен хоть иногда задумываться над тем, что он сделал для того, чтобы продлить существование этой песчинки в безбрежном Космосе, ну или хотя бы, что он сделал , чтобы жизнь его и его близких была более комфортной и что он сделал для этого, чтобы быть уверенным в завтрашнем дне!

a8213bc3d6f7.jpg

Казус 2. (Casus secundus)

Резиновая квартира

Условие:

На одной лестничной клетке с вами находится «резиновая квартира»: то есть квартира, в которой одновременно нелегально проживает несколько десятков трудовых мигрантов.

Вопрос:

Должны ли вы сообщить об этой квартире в полицию? Имеете ли вы моральное право добиваться разгона «резиновой квартиры»? В каких случаях и почему вы можете ставить собственные интересы выше, чем интересы других людей?

Мнение

«Рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше!» — так гласит народная поговорка.

И, действительно, вся история человечества свидетельствует о том, человек всегда искал для себя лучшей жизни.

Будь то плавания древних греков в Понт Эвксинский, великие плавания испанских и португальских путешественников на заре Нового Времени или же покорение протестантскими колонистами североамериканских просторов.

Мы живем в точно такую же эпоху: но если раньше люди искали земли и золото, чтобы прокормиться, то теперь большая часть забыла о земле, а больше думает о рабочих местах и деньгах, которые эти рабочие места могут дать. Хотя есть и значительная часть таких индивидов, которые с удовольствием бы получали деньги и без рабочих мест, а путями насильственными или мошенническими.

О чем это я?

А о том, что прогресс производительных сил общества, неумолимые процессы урбанизации, информатизации бытия человека делают его жизнь все более и более оторванной от земли, от производства. И теперь, чтобы обеспечить себе достойный уровень, вовсе не обязательно от зари до зари пахать на поле или вкалывать на заводе. Теперь достаточно лишь иметь определенную сумму даже не в кармане, а где то на виртуальном счете и ты можешь не выходя из дома поесть, совершить виртуальное путешествие по миру, заняться спортом, пообщаться с друзьями и так далее.

То есть, теперь, основным средством выживания гарантирующее жизнь даже самому слабому (в каком либо отношении) члену общества достаточно просто владеть тем или иным видом денег и он «король»:

Недавно был в НИУ «Высшая школа экономики» на презентации книги немецкого общественного деятеля, директора Фонд им. Г. Белля Ральфа Фюкса и вот, что он пишет в своей книге:

«Если развивающиеся страны будут догонять нас, следуя нашему же примеру, это действительно может плохо кончиться. Если в таком обществе, как наше, — с сокращающимися населением и увеличивающейся долей пожилых людей — спрос растет прежде всего на услуги в социальной и культурной сферах, то в странах Юга речь пока идет о вполне конкретных материальных вещах: жилье, продуктах питания, всевозможных товарах потребления»1.

Города становятся средоточием благосостояния. В городах, подобных громадным котлам, сталкиваются национальные, этнические, религиозные отличия, друга поглощая, подминая, объединяясь и мутируя. Если раньше под колонизацией мы понимали освоение бескрайних просторов неосвоенных частей нашей планеты, то теперь колонизация свелась к покорению жителями отдаленных частей нашей планы ныне существующих мегаполисов и вызывает появление новых. Наиболее грандиозные процессы в этом плане происходят в Китае, Индии, Латинской Америке и Европе.

Такие процессы еще более усугубляют конфликтогенную ситуацию в городах по линии культурных, социальных, поколенческих разделов.

Таким образом, современный город требует от своего жителя умение не только жить в условиях постоянного рабочего, временного стресса, а и учиться взаимодействию с людьми, имеющих другую ментальность, живущих по другим принципам.

И в этом аспекте, проблема «резиновых квартир» в Москве — это лишь маленький элемент громадного пазла, именующегося периодом нового социогенеза — периодом формирования нового поликультурного урбанизированного социума.

На мой взгляд, наличие «резиновых квартир» дает возможность сближаться представителям мигрантского и местного сообществ, дает повод для налаживания коммуникации между ними. А то, какого качества будет эта коммуникация, во многом, зависит и от каждого из нас, и от государственной политики, и от работы гражданского общества.

Поэтому, никакого повода звонить в полицию именно по поводу проживания большого количества мигрантов в соседней квартире я не вижу. Тут скорее поводом для обращения в правоохранительные органы могут являться конкретные противоправные действия конкретных лиц, если таковые будут иметь место.

Правда, тут есть еще один аспект. Ведь просто так, мигранты не материлизуются внутри соседней квартиры. Их заселяют хозяева этой квартиры. И если тебя что-то не устраивает — шум, гам, открывающиеся постоянно двери или запах жаренной собаки или селедки — то этот вопрос лучше выяснять не с правоохранительными органами, а непосредственно с хозяином квартиры. И только, если хозяин квартиры не хочет идти на контакт и не проявляет должного внимания к проблемам своих соседей — тогда можно решать вопрос в порядке административного или судебного разбирательства.

Мои права и интересы заканчиваются там, где начинаются чужие права и интересы. Если эти права и интересы нарушают мое право на жизнь, здоровье, личное пространство или частную собственность — тогда можно начинать стремиться к восстановлению нарушенных прав.

Но опять же, необходимо понимать, что и частная собственность бывает разной. Если я владею заводом и в какой-то из дней решил его закрыть, то я должен обеспокоиться вопросами дальнейшей занятости моих сотрудников. И тут нужно следовать определенной социальной ответственности, к которой меня будет стимулировать либо моя личная этика, либо законодательство. В любом случае, мы живем в обществе. А жить в обществе и быть свободным от него — невозможно. Хоть ныне в либеральных и неолиберальных кругах это утверждение осмеивается, тем не менее не следует думать, что в обществе полном безработных и больных стоит надеяться на благополучие и безопасность своих собственных детей, родственников, на свою счастливую старость.

Все возвращается бумерангом. А человеческое общество — это закрытая система. И ты можешь убежать в другую страну и хранить счета в иностранных банках, но вряд ли ты сможешь быть спокоен, если твои же принципы, от реализации которых ты бежал, восторжествуют и там, куда ты сбежал. И если ты не станешь жертвой гнева своих работников, то ты можешь стать жертвой гнева работников такого же безалаберного и безответственного руководителя, каким был ты!

Dixi.

1Фюкс Р. Зеленая революция: Экономический рост без ущерба для экологии / Пер. с нем.. — М.: Альпина нон-фикшн, 2016. — 330 с. — С. 32.

(Статья подготовлена в феврале 2016 г. как конкурсное эссе для InLiberty)


util