Автор поста
Badge blog-user
Блог
Blog author
Виктор Красиков

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ. От биологии к формациям.

13 Ноября 2016, 17:05

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ. От биологии к формациям.

Статистика Постов 13
Перейти в профиль
<h1>ОБЩАЯ ТЕОРИЯ.ОТ БИОЛОГИИ К ФОРМАЦИЯМ</h1> СОВМЕЩЕНИЕ КОНЦЕПЦИЙ

--------------------------------------------------------------------------------------------


Резюме.Призыв активизировать разработку общей теории прогресса.Предлагается единая, сквозная концепция для основных наук, обязательных в общей теории — биологии, социологии, экономике.«Стыковая» наука — социобиология- должна разработать систему "общих законов Жизни«и её приложение к виду «человек», обратив внимание на важнейшие свойствавида — разум и труд, показать развитие этих свойств в воспроизводствевида.Ключевой момент совмещения био-социального подхода с экономическим — возникновение тенденций «разума-труда», которые затем определяютспособ производства и жизнеобеспечения человека, создают классовую спираль и управляют её развитием. Дальнейшее изложение — непосредственно в «теории формаций.


Summary. Call to intensify the development of the general theory of progress. It offers a single, cross-cutting concept for the basic sciences required in the general theory — biology, sociology, economics. «Butt» science — sociobiology — must develop a system of «common law of life» and its application to species «man», drawing attention to the most important properties of the specits — mind and work, to show the development of these properties in the reproduction of the species. The key combination of bio-social approach to the economic — the emergence of trends «, the work of the mind», which then determine the mode of production and human livelihoods, create a class spiral and manage its development. The subsequent exposition — directly to the «theory of formations» on the links

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------





1 Необходимость общей теории в эпоху глобальных перемен общепризнанна, также как и обязательное совмещение в ней всех основных концепций: биологической, экономической, социальной. Однако сегодняне имеется ни только общей концепции, нет и признанных концепций в каждойиз наук и более того — это направление по сути свернуто. Можно назвать двепричины. Первейшая — нет общей концепции даже в принципиальном плане,а также то, что"стыковые узлы" концепций находятся за рамками сложившихся наук.В такой ситуации естественно искать общую концепцию путем анализа истории человечества одновременно тремя науками, системно.При этом очевидно и признано, что исходной точкой является именно биологическая концепция, которую ждут от социобиологии.Относительно новая наука успешно развивается, однако до единой концепции очень далеко. ( см Ю. М. Плюснин"Проблемы биосоциальной эволюции").В приложении к человеку социобиологи ушли в генетику, психологию и далее — в гуманность и альтруизм.Однако генетика вида за тысячи лет цивилизации не изменилась, тогда как социальное общество — многократно, линейно и циклически. К экономике наука не имеет отношенияпринципиально, и потому ожидать от неё выхода на общую теорию невозможно.Итого — биологическую концепцию как основу общей теории придется строить, открывать заново."Новая теория«предлагает «плясать от печки» — от всеобщих законов Жизни в их единстве, то есть в системе. Однако здесь и обнаружился"камень преткновения« — такой системы до сих пор нет.Известен перечень законов биологии, однако все они частичны и не создают общей системы. Для самой биологии это не представляет проблемы ввиду специализации по уровням, видам и пр., однако для социобиологиичеловека (био-социологии) это необходимое направление.

Таким образом, развитие биологии в социологию (совмещение) происходит, но по узкой тропинке психологии.Выход на экономику сегодня происходит также через психологию (потребителя, бизнеса и пр), забывая (умышленно?) о том, что главные структуры общества и отношения в нем определяются в производстве.А тамгосподствуют важнейшие свойства человека — разум и труд, которые почему товыпали из поля зрения социобиологов.Это направление также необходимо.



2. Попробуем рассмотреть проблему с другой стороны,с позиций общей теории — что требуется от био концепции. Начнем с понятия жизни, с её главного свойства. Оно очевидно — это воспроизводство себя и себе подобного. Это свойство первично и реализуется на всех уровнях организации жизни — от клетки до биосферы.

<ul><li>1 Молекулярный уровень организации жизни</li><li>2 Клеточный уровень организации жизни</li><li>3 Тканевый уровень организации жизни</li><li>4 Органный уровень организации жизни</li><li>5 Организменный (онтогенетический) уровень организации жизни</li><li>6 Популяционно-видовой уровень организации жизни</li><li>7 Биогеоценотический уровень организации жизни</li><li>8 Биосферный уровень организации жизни</li></ul>

Первые 5 уровней это очевидно индивид и его подсистемы (органы). Взаимодействие индивидов начинается с шестого. Здесь возникают био-социальныеотношения, которыеизучаются принципиально другим разделомбиологии.При этом определяющим и наиболее сложным является шестой, популяционно-видовой уровень. Для понимания закономерностей развития человечества следует прежде всего понять механизмы превращения био-социальных законов в социальные (с дальнейшим их развитием из первичных во вторичные, третичные и т.д.). Поэтому дальнейшее изложение относится именно к этому уровню. Таким образом, от собственно биологии требуется совсем немного — система био-социальных законов.

Пять первых уровней, чисто биологических, реализуются только в составе организма — при известной автономности и специфике каждого уровня.На всех этих уровнях субъектом и целью воспроизводства (в-ва) остается организм в целом. На шестом уровне картина меняется.Здесь организм (индивид),оставаясь субъектом,превращается в средство сохранения и развития вида.Этим подтверждается иерархия целей Природы, по уровням — от старшего (восьмого) к седьмому и далее.Можно утверждать, что именно здесь закладывается основа всей системы социально-биологических законов (тенденций) — во взаимодействии индивида и вида, средства и цели этой системы./ Следует видимо отметить,что термин «цель» не содержитконечно же какой-либо разумности и замысла, но только заменяет известнуюдлинную формулировку. /

К множеству определений вида (конкретного) добавим одну общую:виды — это конкретизация общих законов жизни в заданной точке пищевой сети и в данной среде.Пищевую сеть можно также отнести к условиям среды, и тогда зависимость вида от среды становится абсолютной. Тогда изменчивость среды во времени становится по сути единственным фактором, вынуждающим вид к развитию и изменению.Однако понятие «вид» есть абстракция, в рамках которой реально существуют индивиды и их сообществаразного уровня, от семьи до популяции.И следовательно, развитие вида может идти только через изменение индивида и отношений в сообществах.При этом прямые биологические изменения не обязательны,ноизменяется «образ жизни» индивида и сообществ, и напрямую— в интересах индивида. А далее система био-социальных законовкорректирует изменения так, чтобы онигарантировалиинтересы вида в первую очередь.

Изменчивость среды многообразна, но в первом приближении можно разделить качественные изменения и количественные.Последние можно также свести к ограниченности ресурсов (питания, территории и пр).Ответы вида (системы законов вида)также делятся на качественные и количественные.Самый важный и простой из последних — завышенная рождаемость, то есть много выше необходимого для устойчивой среды.Качественные изменения вырабатываются конкуренцией внутри- и меж- видовой.Известный механизм «естественного отбора» есть очевидно совмещение обоих методов — ответов вида на изменчивость среды. Притом что и сама завышенная рождаемость также результат естественного отбора. Приспособленность вида возникает таким образом "автоматически«,без активности индивида.Несколько иначе проходит конкуренция индивидов в сообществах (внутривидовая).Здесь существенны и «личные» качества индивидов (помимо действия наследственных механизмов),что является важным элементом качественного развития вида, и только здесь интерес индивида проявляется в явном виде. Во всех других механизмах развития вида, напрямую управляемых наследственностью,интересы индивида вторичны,служат сохранению вида и часто прямо приносятся в жертву виду.В первую очередь это относится к сменяемости поколений, то есть к смертности индивида. В сущности, смерть индивида не обязательна для сохранения вида.Есть предположение, что ящеры были бессмертны генетически и потому в частности достигали громадных размеров.При достаточном ресурсе питания (практически неограниченном в те времена) параллельное существование ряда поколений ничем не угрожает виду, однако снижает возможности приспособления при дефиците ресурсов.Поэтому природа внесла корректив в наследственность, и сегодня все (?) виды смертны.

Второе «нарушение» интересов индивида — сама завышенная рождаемость и даже само продолжение рода. Прямой интерес индивида один — жизнеобеспечение самого себя.Продолжение рода ему не нужно (или почти) и только отвлекает от главной задачи, а подчас и подрывает её.Поэтому вид закладывает в генетику мощнейший, необоримый стимул к продлению рода,который в паре со смертностью создаёт сменяемость поколений и далее — повышенную приспособляемость.

Завышенная рождаемостьсоздает конкуренцию внутри поколения (в основном) и стимулирует естественный отбор даже в устойчивой среде. Сменяемость поколений лишь ускоряет закрепление положительныхрезультатов, полученных в каждом поколении и накопление их в генетике.Интересы и качества индивида проявляются при этом пассивно, как инстинкт и отклонения от среднего, однако среди высших животных включается и высший механизм приспособляемости — разум.



3. Дать определение разуму в биологии достаточно просто. Если реакция организма на внешнюю среду (раздражитель)однозначна, то очевидно действие инстинкта (безусловный рефлекс).Иногда он хорошо замаскирован, напр вмуравейнике,где действия муравьев кажутся разумными, настолько они сложны и координированы.Ответ в том, что в память заложено много пар «комплекс раздражителей — рефлекс», включая и передаваемую информацию от других муравьев. Муравей не разумен, это просто сложный автомат. Если имеется несколько похожихреакций-ответов на один раздражитель, и это ограниченный комплект, тоскорее всего не учтен дополнительный раздражитель, который и определяет конкретный вариант из комплекта, что по сути не отличается от однозначного ответа.Граница между рефлексом и разумом проходит видимо в возможности ответа на условия (комплекс условий), не предусмотренные инстинктом.Так, птичка вьёт гнездо на определённых деревьях и даже ветках, но конкретное место надо найти в реальных условиях, как и материал для гнезда. Этого нет в инстинкте, и следовательно — элемент разума необходим, пусть и в небольшой степени. В таком смысле — как высший механизм приспособляемости, реализуемый индивидом за пределами инстинкта — разум наличествуету множества видов.



4 Завышенная рождаемость(резерв репродукции) спасает вид при резких ухудшениях условий (при катастрофах), однако создает проблему в нормальных условиях, нарушая баланс численности вида и ресурсов (питания в основном).Слепое регулирование баланса (цикл или качели) на первый взгляд вредит виду, но на деле «страдает» только индивид. «Качели» даже полезны виду, поддерживая тонус и конкуренцию, "боевые качества«вида.

Ещё один важный эффект завышенной рождаемости — тенденция максимизации, стремление к предельному, абсолютному доминированию вида в среде, в экосистеме. Тенденция возникает как продолжениеили скрытое содержание межвидовой конкуренции, как её высший итог.Легко увидеть, что эта тенденция есть производная количества по времени и является проявлением другого великого и всеобщего закона природы — экономии времени. Особенность тенденции максимизации — она не ограничена конечной целью, тогда как в других проявлениях закона экономиивремени такие ограничения есть. Например скорость бега для пары «хищник-жертва» — жизненно важна, но нужна на короткое время и ограничена — достаточно превышения скорости противника. Скорость роста растения в погоне за светом, строительства гнезда и пр — экономия времени в достижении конкретной цели. Закон экономии времени вездесущ, потому что жизнь индивида ограничена и протекает во времени.Равным образом он важен и для вида, потому что изменчивость и приспособляемость также есть функции времени. Противоречие интересов индивида и вида во времениконцентрируется на времени жизни индивида и характеристике цикла жизни. Для вида важен баланс между максимизацией численности (за время цикла) и сменяемостью поколений, тогда какиндивиду нужна максимальная продолжительность жизни.



5. Таким образом, на 6-ом уровне организации жизни господствуют цели (интересы) вида, которыереализуются через индивида. Заложенные генетикой инстинкты задают стимулы и схему исполнения,приспособляемость индивида наполняет схему конкретикой действий. При этом наличие разума каквысшего элемента приспособляемости достаточно для отнесения вида к социальным видам независимо от других характеристик.Уровень разума,социальности и механизмы, схемы реализации также определены генетикой вида, что означает наличие некоторойсоциальной составляющей в комплексе биологических законов,однако онане так однозначна, как инстинкт и имеет определённую свободу действий -иначе применениеразума станет невозможным.Не следует смешивать с общей приспособленностью вида к среде — она уже задана и неизменна в цикле жизни индивида.Неизбежно возникающее при этомпротиворечие интересов должно разрешаться системно, для чего формируется некоторая группа социально-биологических законов, дополняющая основную систему чисто биологических законов вида. Более того, детальная разработка системы может показать, что на 6-ом уровне все биологические закономерности имеют социальную составляющую или следствие, и потому можно весь уровень рассматривать как единую социально-биологическую систему. Помимо главной её цели — соподчинения интересов вида и индивида — она решает и другие задачи уже в интересах индивида, начиная с общей задачи-цели его жизнеобеспечения.Схема, структура системы законов безусловно записана в генетике, однако "жесткость«действия (обязательность исполнения) различна для разных задач.Так,безусловными реакциями (инстинктом) управляются задачи — по степени влияния:самозащиты, репродукции, питания и укрытия.Для условных реакций (включая разум),порядок влияния другой:питание, укрытие, забота о потомстве и самозащита(примерно). Конкуренция между целями жизнеобеспечения и продолжения рода несущественна на уровне инстинкта, так как соподчинение целей жестко задано в жизненном цикле вида.В конкретной реализации целей, где идет непосредственная «привязка» к среде обитания индивида, где работают условные рефлексы,конкуренция целей неизбежна и весьма разнообразна. Разнообразны и сами жизненные циклы видов, и конкретные ситуации взаимодействия индивида и вида в его социальной организации.



6. Подводя некоторый итог.На шестом уровне организации Жизниведущая структура — вид — определяется как узел пищевой сети в конкретной среде.При этом пищевая сеть и среда заданы старшим, седьмым уровнем ...Характеристика (свойства) вида предопределена генетическим происхождением вида и уже сложившейся приспособленностью к среде (достигнутый уровень).Способ воспроизводства вида (образ жизни) задан генетически (наследственно) и реализуется двумя механизмами:инстинктом и текущей приспособляемостью, куда входят условные рефлексы и разум. Образ жизни организованво времени рядом циклов (суточный, сезонный, год, цикл размноженияи пр), в которых реализуются две конкурентные цели:жизнеобеспечение индивида и продолжение рода (репродукция вида).Обе цели содержат ряд задач,реализуемых через индивида и организациюжизни вида как сообщества индивидов. Вид как генетическая абстракцияприсутствует в реалиях вида «невидимо», обеспечивая генетическим путем свою конечную и бесконечнуюцель — максимизацию вида.

Выше показано, что в основе всей системы воспроизводства вида лежит жизнеобеспечение индивида,однако для вида это лишь средство, необходимое для воспроизводства потомства. Гарантию сохранности количества вида дает при этом завышенная рождаемость, способная перекрыть катастрофические потери и быстро восстановить численность вида.Более сложной является задача качественного в-ва вида.Основной механизм — сменяемость поколений, для чего необходимазаданная по времени смертность индивида.Другой — конкуренция внутри- и меж- видовая, создаваемые также и завышенной рождаемостью. Конкуренция целей индивида и вида регулируется гибкой иерархией задач, входящих в каждую цель.Задачи индивида просты:защита от врагов, питание, укрытие. Очередность задач меняется при включении задачи вида — инстинкта размножения, которое на время занимает второе место (иногда и первое).Следующая задача вида — забота о потомстве — также «навязана» индивиду, но при этом зависит от сложности (уровня) вида и варьируется от нуля до важнейшей социальной цели индивида и вида в целом. Чем сложнее физиология вида, тем «дороже» обходится рождение каждой «единицы» потомства и тем меньше запас рождаемости. Потери «случайного выживания» здесь недопустимы, а сложная организация жизни не обеспечиваетсяодними инстинктами.Поэтому необходимо не только физиологическое "доращивание"потомства, но и дополнительное приспособление его к среде через обучение.При этом возникают био-социальные (семейные и иные) отношения между индивидами .



7.Определение социального в биологии не однозначно. К социальному часто относят совместные действия и обмен информацией между особями, полностью управляемые инстинктом(стая рыб, пчелы и муравьи).Однако подлинные социальные отношениясодержат обязательно личную составляющую, что возможно только между индивидами, обладающими разумом.Таковыми являются высшие животные и человек (в известной степени и ряд других видов).Тем не менее в большинстве видов присутствует взаимодействие особей (коммуникация)в рамкахнекоторой структуры (семья, стая и пр),которое внешне аналогично социальным связям.Отличие этих "пара-социальных«отношений и структур от настоящих социальныхне имеет однако существенного значения для фундаментальных биологических закономерностей. Семья птиц и семья волков — удобные структуры для выкармливания и обучения потомства и в этом плане равноценны. Отсюда следует, что исходная, гентическая система законов вида действительна для всех видов без исключения, но её реализацияможет несколько корректироваться социально, то есть разумной приспособляемостьювидов высокого уровня.



8. Переходя к законам вида «человек», следует уточнить понятие разума в его высшемвыражениисамоосознания (или просто сознания).Осознание себя как самобытного существа — это прежде всего осознание смерти, как чужой, так и своей — как неизбежности. Это возможно очевидно только на основе осознания времени как первом шаге абстрактного мышления. Очевидно, что сознание присутствует лишь у немногих из высших животных (напр слонов), нов ограниченном виде. Выделение сознания позволяетсохранитьформулу «чистого разума» только как высшего механизма приспособляемости.Способность анализа множества факторов и условий с выработкой нестандартного ответа (или выбора из ряда стандартных) уже является разумом.В таком определении разум имеется у всех высших животных.Отделить разумное поведение от инстинктивного не всегда просто.Напр.сложностьповедения муравьев, обмен информацией и различное реагирование на условия позволяет ставить вопросо их "разуме«.Однако скорее всего имеет место безусловная реакция (инстинкт) на сумму раздражителей, не совсем изученную.И если даже таких сумммного, но на каждую из нихреакция однозначна и заложена в инстинкт, то никакого разума здесь нет, несмотря на сложный анализ среды.



9. Возвращаясь к социальному в биологии вида, отметим три причины, порождающие социальные отношения в образе жизни вида ( то есть в способе воспроизводства вида).Прежде всего это само жизнеобеспечение индивида и сообществ разного уровня, если такое необходимо для данного вида (заложено в способ в-ва).Вторая причина — акт репродукции,требующий общения полов, и третья — выращивание потомства.Для низших животныхэти причины далеко не всегда требуют общения даже впара-социальныхформах,но для животных, обладающих разумом,они обязательны, пусть и в разной степени. Эти причины следует учитывать, рассматривая превращение, перерастание биологических законов в социально-биологическиево всех «социальных» видах.

Осознание и разум превращают био-социальные законы в социальные, создавая специфическую сферу закономерностей в системе законов вида «человек». Мощь современного совокупного разума позволяет спросить: не отменяет ли она первичных, исходных законов природы, не свободен ли человек от них, не царствует ли уже "свободная воля"?Самый общий ответ: — нет, пока человек смертен. К тому же социальное развитие идет с большим лагом (отставанием) от всех иных процессови тем более от самого передового — совокупного разума. Осознание инстинктов и потребностей превращает их в интересы, но не отменяет ни в малой степени. Биологическая система дополняется социальной, но не отменяется этим. Биозаконы уходят внутрь, скрываясь под социальной сферой, но их действие сохраняется (принцип матрешки).Противоречия объективных "интересов"индивида и вида (жизнеобеспечения и репродукции) в социальной сфере скрываются в общей массе интересов индивида, так как инстинкты тоже принимают форму интереса.Такое превращение неизбежно, потому как вид-абстракция не может выступать прямо в социальных отношениях. В дополнение к этим объективным противоречиямв социальной среде неизбежновозникают и чисто личные социальные интересы и противоречия.В итоге социальная сфера представляется хаосом интересов и противоречий, однако здесь необходимо решаются задачи и цели жизнеобеспечения и репродукции, то есть воспроизводства общества и вида в целом. Решаются потому, что продолжает действовать система био законов в-ва вида, лишь прикрытая социальным"хаосом«. На деле трансформация био законов в социальные интересы происходит как выращивание вторичной системы, которая эффективнее реализует задачи био-системы. Высокая эффективность социальной системы достигается не только прямым участием разума, но прежде всего «тонкой настройкой» под цели и задачи вида и популяций, приспособленностью к среде, гибкостью "способа воспроизводства".Способность разума к развитию позволяет развивать и способ воспроизводства как всё более сложную и точную систему,однако в основе её остается первичная, "материнская«био-система.

Это означает в частности, что основные противоречия био-системыпереносятся и в социальную, меняя лишь проявления.Противоречиевида-индивида здесь «уходит вглубь», а на первый план выходит противоречие личного и общественного,которое имеет много аспектов и проявлений, но важнейшим следует признать противоречие между общественным характером жизнеобеспечения и личным, индивидуальным потреблением. Оно существует изначально в любом социальном виде, где встроено в образ жизни и сглажено им, но в социальной системе личный интерес становится движущим фактором, что выдвигает это противоречие на первый план системы.

Жизнеобеспечение индивида зависит от его личных качеств и усилий, но не только и не всегда напрямую.Обычно большая часть усилий встроена в совместную деятельность,и получаемый обратно результат определяется как эффективностью совместной деятельности, так и тремя слагаемыми: личным вкладом,выполняемой функцией и статусом в обществе, которые определяют долю индивида в общем котле.Очевидно непрямое соответствие усилий и результата индивида, что делает неизбежным противоречие интересов. Социальная система не может устранить это противоречие, но должна минимизировать в ходе решения основных задач вида. Это основное противоречие проявляется, как указывалось, в массе личных и групповых,которые маскируют борьбу за функции и статус. Легко увидеть, что в итоге мы пришли к социальной психологии, точнее, к той части, где освещаются семейные и общинные отношения (в группах обитания).Социальная психология освещает иболее высокие уровни отношений (государство в широком смысле и выше) — по мере их исторического формирования,но здесь её роль вторична. Этой науки достаточно для описания биологического воспроизводства вида, но способ жизнеобеспечения человека не затрагивается ею вовсе.



10. Особенность жизнеобеспечения человека известна — это труд, но психология не рассматривает ни физиологию труда, ни факторы и способы его реализации в производстве.При этом способность к труду остается природным свойством человека, и потому познание труда следует начинать «от печки» — природы труда, его физиологии.Элемент труда — движение — ничем не отличается от общебиологического.Оно состоит из управляющего сигнала, исполнения, обратного сигнала, анализа и корректирующего сигнала. Различие лишь в том, что каждое движение труда управляется разумом, отцели до результата.Первыйи очевидный вывод —развитие труда это прежде всего развитие разума, потому как физиология человека мало изменилась за миллион (как минимум) лет разумного существования (немного изменились кисти рук и кора мозга). И потому изучение свойств труда следует начинать со свойств разума.Из этой огромной темы здесь важно выделить следующее.

-общественность труда делает обязательным и общественность разума, создавая «совокупный разум» человечества (СР),

-СР возможен только на хранимых носителях, доступных к трансляции,и потому имеет форму информации,

-освоение части СР индивидом возможно только обучением,и только обучение создает основу разума индивида — знание,

-разум индивида имеет пассивную основу (знание) и активную часть как способность перерабатывать знание, создавая новую информацию (новое знание),

— если (и как правило) новая информация возникает в процессе труда и для его эффективности, то она входит в СР.

Первый вывод — активная форма разума всегда индивидуальна и направляется личным интересом, который может дать личному труду любую цель (не только жизнеобеспечение).Однако общественный труд неизбежно содержит общественный интерес (пусть и частично) и в конечном счете направлен на жизнеобеспечение .Разумзадает не только конкретную цель труда, но и эффективность ( многообразную полезность результата труда).Протекание труда во времени делает обязательным «участие» всеобщего закона экономии времени, что делает эту экономию обязательным элементом эффективности труда (обычно в форме производительности).

Переходя к собственно процессу труда, следует начать с физиологических характеристик человека как возможностей и ограничений к труду — они известны.Цели труда , задаваемые разумом и интересами, обычно много выше возможностей индивида, и потому они решаются совместно, общественным трудом, норазличными методами.Простейший — использование множества людей на одной процедуре (напр перемещение тяжести), то есть концентрацией живого труда.Второй метод — использование заготовленных заранее орудий труда и механизмов (накопление и применение прошлого труда).Третий — использование внешних источников энергии. Человек-вид изначально стремился использовать все три метода, но исторически они развивались последовательно, от простого к сложному.При этом обнаружилось, что общественный труд не просто суммирует физическую силу работников, но содержит возможности умножения эффекта за счет использования прошлого труда и различной структуры труда, которая выбирается разумом. Эффект организованного общества, изначально освоенный в живой природе, вид «человек» использует и усиливает по всем направлениям и прежде всего в труде.Резким скачком здесь стало появление прибавочного продукта, что позволило сделатьнакоплениеустойчивым и нарастающим — установилась тенденция накопления.В свою очередь, накопление резко усилило эффективностьконцентрации живого труда, что породило общую тенденцию «накопления-концентрации труда» (НК).Возможность структурировать массу труда (с нарастающим эффектом)создала новую тенденцию "специализации труда«уже внутри НК, тенденцию второго уровня.Эффективность специализации вытекает из физиологии труда, из слагаемых движения, которые можно существенно сократить во времени.В полном «комплекте сигналов» движение работает при его освоении— обучении, когда важна точность движения — анализ необходим и длителен.Затем анализ можно сократить до эпизодического контроля — возникает навык.Развитие навыка повторением позволяет далее резко сократить обратные (контрольные) сигналы,что означает переход в «автоматический» режим работы (напр. при машинописи).Второе слагаемое специализации — применение производительных, но простых орудий труда (специальных инструментов и пр), созданных именно для данного трудового движения или процедуры.В целом специализация позволяет применить простой труд для выполнения сложных процессов, однако для этого необходимо второе слагаемое специализации — кооперация труда, возвращение единства раздробленному процессу.Сложность процесса и необходимый для его реализации разум переходят в процесс кооперации, оставляя простой (относительно) труд в специализированных операциях, процедурах и движениях.Следует отметить, что специализация технологическогопроцессапредставляет собойпроявление более широкого явления — разделения труда, которое применяется человеком изначально и встречается даже в животном мире(в социальных видах).



11.Таким образом, физиология труда-разума позволяет повышать эффективность труда способами

— накопления и концентрации труда (живого и овеществленного, прошлого труда) и

— специализации-кооперации труда (как варианта разделения труда).

— повышением качества личноготруда, качества индивида как единицы рабочей силы.

Эффективность труда (в первую очередь — производительность) прямо повышает уровень жизнеобеспечения, а также мощь и конкурентностьданной группы и вида в целом. Ключевой, пусковой элемент роста эффективности трудаупомянут — это накопление, которое стало устойчивым с появлением прибавочного продукта.И здесь вновь на первый план выходит противоречие интересов вида и индивида.Небольшой размер прибавочного продукта — ПП (производительность живого труда ещё невысока)привел к тому, что эффективное накопление стало возможным лишь путем отъёма ПП у многих с его концентрацией у немногих индивидов.Приоритет интересов вида в системе социально-биологических законов был продемонстрирован ещё раз через возникновение классового общества.Интересы индивида принесены в жертву, а интересы вида были «отданы» классу собственников ПП таким «хитрым» способом,чтобы интерес собственника к наживе превращался в интерес вида — в развитие производительных сил общества(организованной части вида).«Хитрый способ» — система законов классового пути, выросшая — как было показано — из особенностей труда, особенностей жизнеобеспечения вида. При этом в основе законов — три способа наращивать производительность труда, которые становятся ведущими закономерностями классовой эпохи, ведущими тенденциями.

Роль ПП и его накопления (во всех видах) в рождении классовой эпохи известна давно, здесь лишь показано природное происхождение этого эффекта.Равным образом известна в общих чертах и роль разделения труда в классовых процессах. В новой "теории формаций«классовый механизм показан каксистема, в основе которой — взаимодействие трёхтенденций труда-разума и подвижных классовых функций.При этом ступенчатость развитияпредопределенасменой технологий и типом применяемой энергии, что необходимо по исчерпанию как собственно технологического ресурса, так и ресурса управляющих функций в руках верхнего класса. При этом сам механизм остается неизменным (аналогичным), и потому процесс формационного развития цикличен, что и создает спираль формаций (как совмещение поступательного прогресса с цикличными процессами при устойчиво повторяющихся формах).



12. Каковы выводы?Если идти по очевидному пути — от общих законов природы, от животного мира, то попадаем в главный цикл воспроизводства вида — социально-биологический.Соответственно попадаем в сферу социальной психологии (в любых приложениях) и родственных ей наук, в теории цивилизационного развития и пр.То есть в науки, где способ жизнеобеспечения вида не рассматривается вовсе или только как данность. А ведь это странно!Никому из биологов не придет в голову изучать некий вид без изучения его способа жизнеобеспечения, то есть его жизни!А вот с видом «человек» так можно!Причина понятна:в указанных науках в центре стоит индивид,и даже общество там лишьсумма, множество индивидов.А этот индивид ничуть не изменился за миллион лет, ну психика сдвинулась малость.Её и изучим! Но если обратиться к главному свойству человека, отличающему его от животных,возникает другая картина.Это свойство — разум и способность к труду -в приложении кконкретике (технологии)создает разные!способы жизнеобеспечения,что для законов природы равнозначно появлению нового вида, сдругим образом жизни, организациейвида и сообществ и пр.Понятно, что в экономике это называется"способами воспроизводства«или формациями.

Странно спрашивать, возможно ли полное изучение видабезизучения «способа жизнеобеспечения», для вида «человек» — способа производства.Однако мировая наука пытается создать «общую теорию развития», игнорируя "теорию формаций«.Политическая подоплека этого игнора понятна, однако пора бы его преодолевать.Иначе не выйти из образовавшегося тупика в разработке «общей теории».

Подробное изложение новой теории формаций (и близких материалов) находится насайтахhttps://sites.google.com/site/vikkraseco/иhttp://viktork.ucoz.ru/
util