Badge blog-user
Блог
Blog author
Олег Морозов

«Гнилая логика»: дискуссия Елены Волковой и Ирины Карацуба с Александром Архангельским

8 Июля 2015, 01:22

«Гнилая логика»: дискуссия Елены Волковой и Ирины Карацуба с Александром Архангельским

Статистика Постов 3
Перейти в профиль
Выпуск передачи «Монгайт» 7 июля на «Дожде» оставил много смешанных чувств. Тревогу вызвала не только варварская выходка Дмитрия Смирнова на концерте «Серебряного дождя», которую все обсуждают последние пару дней, но и дискуссия, развернувшаяся вокруг нее. Эфир получился интересным, несмотря на то что оставил у некоторых участников и зрителей горькое послевкусие.

http://tvrain.ru/teleshow/mongayt/bogoslovie_pogro...

Больше всего эмоций вызвали слова Александра Архангельского, верного своей излюбленной тактике «ни своим, ни чужим», которую он последнее время умело прячет под маской цинизма. Когда насилие церкви и государства становится все более невыносимым и бесцеремонным, равнодушные и отстраненные заявления о независимом суде играют на руку гонителям, но никак не гонимым. Хотя Архангельский декларативно поддерживает пострадавшую сторону, он отчаянно пытается сгладить все острые углы — представить провокацию Дмитрия Смирнова как рядовой казус обычного хулиганства, старательно не замечая, как церковь при активной поддержке чиновников и правоохранительных органов все сильнее наступает на гражданские права и свободу слова.

Конфликт православия и свободы ярче всего обозначился во время гонений РПЦ МП на художников в 2000-е годы («Запретное искусство», «Осторожно религия», «Pussy Riot»). Сегодня этот конфликт продолжает развиваться, однако Архангельский уверенно возражает против параллелей с убийством Анны Альчук и арестом девочек из панк-группы «Pussy Riot», вообще отказывая своим оппонентам в праве на сравнение: дескать, церковь и художники — неравные величины. Как это? А разве конфликт светской и религиозной культуры не касается права на свободное высказывание в публичном месте — права, которое было нагло нарушено Дмитрием Смирновым? И разве не художественная культура снова де факто оказалась жертвой православного фанатизма?

Параллель с «Pussy Riot» напрашивается сама собой, ведь одним из главных обвинений в адрес Надежды Толоконниковой и Марии Алехиной было то, что они вторглись на чужую для них территорию, нарушили, так сказать, сакральное пространство храма и за это должны были понести наказание. При этом акция «Pussy Riot» была мирной, но с мощным символическим значением. Выходку Дмитрия Смирнова и его паствы назвать мирной никак нельзя, да и никаких символов в ней не было. Эти два случая — хороший пример того, как в современной России строятся отношения между разными сторонами: одна, испытывая притеснения и гонения, говорит на языке художественных образов, другая, чувствуя свою безнаказанность, — использует голое насилие. Александр Архангельский прав в том, что целью атаки Дмитрия Смирнова была не музыка как вид искусства, а праздник «Серебряного дождя» как таковой. Но лично я сильно сомневаюсь, что для самого Дмитрия Смирнова, равно как и для его высоких покровителей, есть какая-то разница между «Серебряным дождем» и «Pussy Riot». Скорее, у него все они слиты в один общий «образ врага», с которым нужно бороться либо посредством репрессивных органов, либо при помощи собственного кулака.

Освобождение священников РПЦ МП от нравственной отвественности за аморальное поведение верующих и общества в целом — вершина цинизма. Впрочем, эту точку зрения сейчас разделяют многие интеллектуалы вроде Архангельского, а объяснить ее легко: свобода от нравственной ответственности означает и свободу от угрызений совести, которые терзают, заставляют сопереживать и в конце концов, не дай Бог, еще подвигнут на какое-нибудь отчаянное геройство, которое «солидным ученым» совершенно ни к чему. Фраза про логику истории — очередное лукавство, попытка переложить ответственность с конкретных людей на абстрактные величины, оставшись вне критики враждующих сторон. В последнее время этим промышляет Дмитрий Быков на «Эхе»: мол, это логика истории ведет нашу страну к катастрофе. Тут бросается в глаза безнадежное непонимание природы гуманитарного знания и прежде всего истории, у которой не может быть никакой автономной логики, потому что любое историческое событие — это результат действий, высказываний и намерений многих разных людей, а значит оно не сводится к какой-то одной универсальной логической цепочке и не подчиняется общим законам природы.

Судя по ободряющим комментариям зрителей «Дождя», Архангельскому все-таки удалось пройти между струйками — высказаться против Дмитрия Смирнова, но при этом оставить себе широкое поле для маневра, не нахамив высоколобым церковным начальникам. Двойственная позиция хороша — с ней легко выставить себя жертвой, посетовав, что тебя все неправильно понимают. Архангельский этим и пользовался всю вторую часть эфира во время дискуссии. Хорошо, что Елена Волкова и Ирина Карацуба смогли хотя бы частично разоблачить его цинизм. «Гнилая логика» — что ни говори.

Не так давно Игорь Яковенко, комментируя у себя в блоге нелепые прокремлевские высказывания Владимира Познера, диагностировал у него болезненный синдром — «зазор Познера». Это когда человек пытается играть сразу за обе команды, не замечая при этом, как в попытке угодить всем ему все сильнее приходится разрываться между двумя крайностями, в результате чего он со временем утрачивает черты профессиональной и человеческой индивидуальности, сливаясь с серой массой зомбированного быдла. Думаю, этот же «зазор» можно без труда обнаружить не только у Познера, но и многих других умных людей, которые отчаянно пытаются заглушить внутри себя голос морали.
util