Badge blog-user
Блог
Blog author
Plateau Concordance

О Вере. Беспоповцы.

17 Августа 2015, 13:16

О Вере. Беспоповцы.

Статистика Постов 115
Перейти в профиль
<h1 style="text-decoration:line-through;"></h1>
<h1>«Старообрядцы». Правослóвные.</h1>
___В 30-х гг. в Латвии существовало 82 общины и 89239 прихожан — по данным И. Н. Прозорова («свыше 90000 старообрядцев (в одной Риге 10556 человек)» — по данным И. Н. Заволоко). В Литве в это время насчитывалось 53 прихода и 35 тыс. прихожан, в Эстонии — 12 приходов, ок. 10 тыс. прихожан. На протяжении 20-х гг. прибалтийские общины поморцев регулярно собирались на съезды, соборы, активно участвовали в общественно-политической жизни Прибалтийских республик.

Поморские общины Латвии стремились к консолидации и согласованности действий. 4 нояб. 1920 г. в Резекне состоялся 1-й организационный Вселатвийский съезд поморцев, на к-ром был избран Центральный комитет по делам старообрядцев Латвии и было решено ежегодно созывать соборы. С 1927 г. в Даугавпилсе, затем в Риге выходил ежегодный поморский «Церковный календарь». В 1928-1933 г. под ред.

Заволоко издавался ж. «Родная старина», публиковались учебники по Закону Божию и по церковной истории. Единое руководство старообрядческими общинами Латвии сохранялось до мая 1929 г., когда группа поморцев во главе с лидером «Блока православных и старообрядческих избирателей и организаций», депутатом 3-го сейма Латвии С. Р. Кирилловым вышла из Центрального комитета и организовала Совет старообрядческих соборов и съездов.


b90c5b306045.jpg


После гос. переворота К. Улманиса (май 1934) старообрядческие орг-ции наряду с др. общественными объединениями были распущены. Свою деятельность они возобновили после принятия в Латвии в февр. 1935 г. «Закона о старообрядческих общинах», предоставившего общинам религ. и хозяйственную самостоятельность.


В 1920 г. Виленский край вошел в состав Польши. В объединении и укреплении поморского согласия в Польше в 20-30-х гг. значительную роль сыграли братья Пимоновы. Благодаря их усилиям в 1922 г. в Вильно возобновило свою работу старообрядческое уч-ще. 14 окт. 1925 г. открылся 1-й Всепольский съезд старообрядцев, итогом к-рого стало принятие Устава старообрядческой церкви и избрание Высшего старообрядческого совета в Польше, председателем к-рого стал глава виленской общины сенатор польск. парламента Арсений Моисеевич Пимонов. Его старанием в 1928 г. в Польше был издан закон, регулирующий деятельность поморского согласия в стране.

Ковенский (в совр. Каунасе) приход поморцев в Литве стал инициатором созыва 19 мая 1922 г. 1-го Вселитовского съезда старообрядцев, к-рый постановил организовать в Литве Центральный старообрядческий совет под председательством В. А. Прозорова. 21 дек. 1923 г. состоялся 2-й Вселитовский съезд поморцев, на к-ром был переизбран тот же состав совета и дополнен представителями с мест.

Для решения текущих вопросов при Центральном совете была создана духовная комиссия из 5 наставников. В 1926 г. прошел 3-й Вселитовский съезд старообрядцев, 13 марта 1927 г.- 4-й съезд. 12 старообрядческих общин Эстонии (в Причудье, Тарту и Таллине) также регулярно собирались на старообрядческие съезды, на к-рых был утвержден устав старообрядческой церкви, обсуждались организационные вопросы. Один из съездов избрал Центральный совет (ЦС) и Духовную комиссию поморцев в Эстонии. Как правило, на съездах присутствовали поморцы из Латвии, Литвы и Польши.


В 30-х гг. жизнь прибалтийских общин еще более активизировалась. 30 марта 1930 г. состоялась встреча представителей старообрядчества Вильнюса и Риги, где основное внимание было уделено необходимости повышения статуса старообрядческих уч-щ в обоих городах. 1-й съезд представителей орг-ций рус. меньшинств (Варшава, 28-29 июня 1931) ставил своей целью объединение рус. населения Польши. 12-13 июля 1931 г. состоялся съезд старообрядцев Эстонии на о-ве Пийриссаар на Чудском оз. под председательством П. П. Баранина. На съезде присутствовали гости из Латвии, в т. ч. Заволоко, к-рый провел беседу с молодежью об истории и традициях «старой веры». В Тарту в 30-х гг. действовал старообрядческий кружок под председательством Л. Е. Гришакова, одной из задач к-рого являлась работа с молодыми людьми. В кон. 20-х — нач. 30-х гг. в Прибалтике строились новые моленные.


df9e931793e9.jpg
Афанасий Никитин, за 200 лет предсказавший, что раскол прийдёт из Византии


На 2-м межгос. совещании поморцев Прибалтики (Вильнюс, 12-14 апр. 1939) с участием представителей общин Литвы, Латвии, Эстонии и Польши было решено готовиться к объединительному собору и созданию единого центра, но этим планам не удалось осуществиться в связи с присоединением гос-в Балтии к СССР. По всем республикам прошли карательные акции, были репрессированы наиболее видные деятели согласия: Г. С. Елисеев, депутат 3-го сейма Латвии, председатель 1-й старообрядческой общины в Даугавпилсе, был сослан в Сибирь; М. А. Каллистратов, депутат всех 4 (довоенных) сеймов Латвии, расстрелян в 1941 г.; Заволоко, осужденный по обвинению в антисоветской деятельности, 8 лет провел в лагерях и 9 лет на поселении в Новосибирской обл. Тяжелые потери понесли общины Литвы и Эстонии.

В окт. 1944 г. Высший старообрядческий совет созвал съезд наставников и представителей общин Литвы, Латвии, Эстонии и Белоруссии. Съезд избрал новый состав Совета под председательством И. Ф. Романова и вынес ряд важных постановлений по богослужебным и дисциплинарным вопросам. В 40-х гг. проходили соборные заседания и в др. поморских общинах СССР: 23 июня 1948 г. в Верхокамье состоялось собрание 6 территориальных старообрядческих сообществ-«соборов», в результате к-рого появилось «Воззвание дорогим нашим по вере братиям святой Христовой Церкви» с призывом к дёминцам и максимовцам преодолеть разделение (Рукописи Верхокамья. С. 243-245).

14 окт. 1966 г. в Покровском храме Вильнюса прошел собор, посвященный 300-летию старообрядчества, с участием общин Балтии, Краснодарского края, Сибири, Москвы, Ленинграда. На заседаниях с докладами выступили председатель Высшего старообрядческого совета И. Никитин («Старообрядческая церковь и соборы»), управляющий делами совета И. Егоров («Старообрядческая церковь в прошлом и настоящем времени») и председатель рижской Гребенщиковской общины Л. Михайлов («Значение Выговской пустыни в истории старообрядчества»). Собор отметил почетными наградами 44 деятелей согласия. Совещание наставников 2-5 авг. 1973 г. в Куйбышеве было посвящено проблеме присоединения к поморцам самокрестов.

Следующий представительный поморский собор состоялся также в Вильнюсе 14 июля 1974 г. В числе других он принял постановление об отношении к Русской Церкви, в к-ром отмечалось, «что старообрядческой поморской церкви следует жить в мире и христианской любви со всеми Церквами, но всегда сохранять святую древлеправославную веру в духе учения Христа, незыблемых канонов Церкви и святоотеческих преданий» (Барановский. С. 153). Председателем Высшего старообрядческого совета (ВСС) в Литве на соборе был избран И. И. Егоров, продолживший дело своего отца, к-рый входил в этот орган еще в 20-х гг.


2596f04ad15f.jpg


Начиная с 80-х гг. активизировалось немногочисленное, ок. 1 тыс. чел., сообщество поморцев, проживающих в 3 регионах Польши: Сувальско-Сейненском, Августовском и Варминско-Мазурском. Верховную власть в поморском согласии в Польше осуществляет Всепольский собор — собрание наставников и представителей приходов, к-рый созывается каждые 5 лет. Местом проведения 1-го собора в 1983 г. стала дер. Габове-Гронды (бывш. Сувалкское, ныне Белостокское воеводство), на нем был образован Высший совет — орган, представляющий старообрядцев как отдельную религ. группу в органах власти. В 1988, 1993 и 1997 гг. в г. Сувалки прошли Всепольские соборы поморцев, где обсуждались вопросы вероучения, устройства и управления общинами, информирования гос. власти о нуждах согласия.

1000-летию Крещения Руси был посвящен собор поморцев в Вильнюсе (1988), в к-ром участвовали 40 наставников и почти тысяча представителей общин и гостей из разных регионов СССР. 17-18 июля 1995 г. в гривской старообрядческой общине г. Даугавпилса состоялся 1-й Вселатвийский собор, на нем присутствовали 15 наставников Латвии, 9 наставников из Литвы, Эстонии и России и 155 участников. На соборе разбиралась ситуация в рижской Гребенщиковской общине, решались вопросы внутренней жизни согласия, был утвержден новый устав Древлеправославной поморской церкви (ДПЦ) взамен принятого еще в советское время. Важное значение имела встреча руководителей поморских общин в С.-Петербурге 22 февр. 1996 г., в к-рой принимали участие председатели церковных региональных советов России, Латвии и Литвы, наметившие дальнейшие пути сотрудничества в области просвещения, издательской деятельности, решения дисциплинарных вопросов.


815624ba1917.jpg
Семён Дежнев, не склонивший главы перед зверем.

Высшей точкой объединительного движения внутри поморского согласия в Прибалтике стал Вильнюсский собор, состоявшийся 28-30 июля 1996 г. В его работе приняли участие 98 делегатов, в т. ч. 17 наставников, представлявших 25 приходов Литвы, 25 приходов Латвии, 11 приходов Эстонии и 4 прихода Польши. Собор подтвердил все решения Гривского собора (1995), принял устав ВСС как международного регионального старообрядческого центра, восстановил деятельность ЦС старообрядцев Литвы. Почетными председателями ВСС стали И. И. Егоров и Л. В. Пимонов. Собор избрал Духовную комиссию и ее председателя — наставника 1-й даугавпилсской общины А. Жилко.

Прошли важные соборные заседания и в др. старообрядческих центрах. 29 авг. 1998 г. в Калласте состоялся Собор представителей 11 общин Эстонии, завершившийся формированием Союза старообрядческих общин Эстонии под председательством П. Г. Варунина. Съезд поморцев Эстонии прошел 11 июля 1999 г. на о-ве Пийриссаар. На съезде духовных наставников 11 окт. 1998 г. в дер. Кублищина под председательством Г. А. Карпова был организован ЦС ДПЦ в Белоруссии. Утверждение членов совета произошло на 1-м Всебелорусском соборе ДПЦ (Полоцк, 1998). В 1999 и 2000 гг. также в Полоцке состоялись 2-й и 3-й Всебелорусские соборы ДПЦ под председательством П. А. Орлова. В Риге 23-24 окт. 2000 г. под председательством А. Жилко состоялся съезд старообрядческих общин ДПЦ стран Балтии, направленный на усиление консолидации и сотрудничества староверов региона; в съезде приняли участие представители общин Латвии, Литвы, Эстонии и Белоруссии.


c74c4371f65f.jpg
Беспоповцы на молитве <h1>______</h1>(Из материалов форума "старообрядцы долгое время жили бок о бок с евреями. Это у великороссов был "ценз оседлости""<h1>Древлеправославие и "еврейский вопрос«</h1><h1>_____________</h1>
<h1>«На сайте ОР я в комментариях у Sergey Kurdakovа прочёл хорошую мысль: „...я так представляю, чтобы что то изменить в стране — нужно целая серия согласованных действий“. Я бы добавил от себя, что не просто целая серия согласованных действий, а именно нужных»
</h1><h1>
ALEXANDR YERKO
</h1><h1>__________</h1>wlastnaroda.press@gmail.com
http://respublik.mybb.ru

util