Автор поста
Badge blog-user
Блог
Blog author
Никита Соломатин
Blog post category
Общество

Флаг нормального человека

Письмо Юрию Быкову

15 Октября 2017, 04:08

Флаг нормального человека

Письмо Юрию Быкову

Статистика Постов 5
Перейти в профиль

После покаянки, опубликованной режиссером сериала «Спящие» в ВК, уже невозможно было не посмотреть это творение. Восемь серий знали две ночи, так что если персонажи сериала и были спящими, ко мне это точно не относится, на что и прошу списать все корявости и несуразности нижеследующего текста. Я не знаком с режиссером лично, но вот что я сказал бы ему в случае знакомства.

Юрий, не стоит так переживать. Вы сняли не самый удачный свой фильм. Может быть. даже самый неудачный. Но это не катастрофа. По некоторым деталям вашего поста в ВК могу предположить, что писали вы его изрядно выпив. Ваш тезис о том, что режиссер должен быть неким ориентиром, вообще где-то уже в пограничной зоне между мегаломанией и delirium tremens; времена, когда поэт в России был «большечемпоэтом», прошли, и последний «большечемпоэт» мирно скончался в оклахомской глуши. Ваше дело снимать кино, а не пасти народы. Так что давайте поговорим о самом фильме, он того заслуживает.

Понимаю вашу обиду: фильм не поняли. Увидели в нем грубую гебешную агитку и ничего больше. Что же, такой слой в нем есть, — а чего бы мы хотели от Первого канала, где правят бал «Первая студия» и «Время покажет» (кузькину мать, руины, кости посмертной радости, прочее по вкусу)? Но фильм намного глубже и серьезнее, хотя претензий к нему выше крыши.

Сценарий просто ужасен, перечень нестыковок занял бы увесистый том. К примеру, с какой радости устраивать переговоры по газовому контракту с Китаем в Ливии, где гражданская война дошла до такого градуса, что уже принято решение об эвакуации посольства? Зачем глубоко законспирированый агент ЦРУ станвится «золотым пером» едва ли не единственной в стране оппозиционной газеты, как будто не понимает, что такая фигура в России не может не привлечь к себе некоторого внимания органов? Писал бы о спорте или о кино — был бы куда незаметнее. И так далее, и тому подобное. А диалоги как будто отбойным молотком написаны, всю историю причудливого эротического многоугольника вообще невозможно смотреть.

Изображение оппозиционно настроенного общества, которое многие посчитали карикатурным, мне как раз таким не показалось. В склонной к эпатажу и саморекламе, но при этом бесстрашной журналистке кто-то увидел карикатуру на Анну Политковскую, хотя общее у них лишь то, что обеих убили. Другие персонажи — адвокат-правозащитник, оппозиционный блогер, ведущая официозных теленовостей, единственный раз в жизни совершающая гражданский поступок, — и вовсе показаны с нескрываемой симпатией. Да, согласно нелепому сценарию сериала они оказались обмануты коварной иностранной спецслужбой, но это достойные люди, а ЦРУ в фильме вообще много кого обмануло.

По-настоящему карикатурные персонажи в фильме, конечно, есть: двойной агент ФСБ/ЦРУ и владелец «фабрики троллей». Но как раз эти люди никакого отношения к гражданскому обществу не имеют, к тому же мы прекрасно знаем, кому в действительности принадлежит и на кого работает «фабрика» ; тут фига в кармане довольно элегантна. Есть, правда, еще и главный редактор оппозиционной газеты, этакий мышиный жеребчик в шейном платочке, но этот получает указания как раз от ФСБ; вот тут карикатура действительно обидная.

Американской спецслужбе приписали террористическую тактику; выдумка нелепая — при острейшей внутриполитической борьбе в США и прекрасно развитой независимой прессе такое скрыть невозможно, а скандал, если такое выплывет на поверхность, будет помощнее Уотергейта. Об этом в сериале даже американский посол говорит (еще один толстый намек для внимательного зрителя: не принимайте всерьез кошмарные сюжетные навороты).

Но вот что важнее всего: в этом отношении ФСБ от ЦРУ мало чем отличается. Доблестные российские контрразведчики узнают, что готовится взрыв бомбы на митинге оппозиции. До митинга остается гле-то полдня. И что же они делают? Думаете, отдают распоряжение об отмене митинга? Как бы не так. Туда отправляется лишь один главный герой, который чудом, каким-то необъяснимым чутьем опознает террориста-подрывника и в последний момент предотвращает взрыв с сотнями, если не тысячами жертв. Все более-менее обошлось — в немалой степени из-за странного решения подрывника сделать кнопку взрывного устройства работающей на нажатие, а не на отжатие, поэтому, когда террорист падает убитым, взрыва не происходит. Но, принимая решение не препятствовать митингу, контрразведчики со спокойным сердцем отправляют тысячи людей на смерть.

И вот первый важный вывод из фильма: все спецслужбы мира одинаковы, люди для них — не больше чем расходный материал.

А теперь приглядимся к главным героям — подполковнику ФСБ и завербованному ЦРУ журналисту. Эта пара — не идеальный герой и совершенный злодей, хотя один безусловно гнусный поступок сценарист американскому агенту все же приписал. Но он, пожалуй, единственный из всех персонажей, — человек живой, мыслящий и страдающий. В предфинальном споре с ним главный герой изрекает дежурные патриотические клише — «лишь бы была Россия». А агент бросает ему обвинение: он работает на режим, который предал идеалы тех, кто боролся с тоталитарной коммунистической властью. Режим, подавивший любое инакомыслие. А свобода важнее любого государственного флага. И тут он произносит едва ли не единственную за все восемь серий удачную фразу: «Мой флаг — это флаг нормального человека». Не российский, не американский, не какой-либо еще. Флаг свободной и достойной жизни. И крыть это герою-контрразведчику, в сущности, нечем.

Герой, кстати, вовсе не картонная патриотическая фигура. У него очень любопытная профессиональная аберрация сознания. В фильме есть очень важный эпизод, когда он, попав на предпремьерный показ какого-то фильма для важных персон, видит, как политические противники дружелюбно болтают друг с другом за рюмкой, и делает вывод: «в воздухе пахнет изменой». Что это, если не профессиональная паранойя? Через несколько серий его прямой начальник, генерал, руководящий операцией. встретится и если не по-приятельски, то вполне спокойно, без лишних эмоций поговорит со своим американским визави. Хорошо, что герой этого не увидит, а то кто знает, в чем он заподозрил бы генерала?

Итог фильма — закономерный крах обоих героев. Контрразведчику не удается предотвратить убийство китайской делегации после подписания газового контракта, он ненадолго попадает под арест, а его любимой женщине, подставленной агентом (тот самый гнусный поступок), светит немалый срок за терроризм. Герой обещает ее вытащить, но очевидно, что такой возможности у него не будет — его официально увольняют из органов и отправляют нелегалом в другую страну, причем об этом задании знает лишь один генерал. Агент же, лишившись всех близких людей, понимает, что ничуть не приблизился к своему идеалу свободы. И это последний главный вывод из фильма: лучше держитесь подальше от великих держав и спецслужб.

И вот что, Юрий, как бы ни было вам сейчас обидно, поверьте: вы сделали не особенно удачный фильм, но стыдиться вам нечего и уходить из кино причин нет. Не хотелось бы лишиться нового «Майора», «Дурака» или «Метода». Просто снимать лучше о людях, а не о державах и спецслужбах — не стоят они того.

Читайте также

Русский след

16 Декабря 2017, 13:06

9 Декабря 2017, 09:54

9 Декабря 2017, 09:54

util