Badge blog-user
Блог
Blog author
Igor Levitas

Поэты? Куплетисты?

12 Октября 2016, 11:07

Поэты? Куплетисты?

Статистика Постов 10
Перейти в профиль
«Есть многое на свете, друг Горацио,

Что и не снилось нашим мудрецам» —
сетовал принц датский. Вот уже 400 лет прошло со смерти Шекспира, а количество того, что «и не снилась нашим мудрецам» не уменьшается. Причем появляются все новые и новые явления, совершенно непостижимые для обычной логики, для обычного восприятия мира. Ни в одной стране мира, включая и Россию, никогда не было такого разгула ненависти к своей стране, которое мы видим сейчас. Вся якобы интеллигенция живя по принципу Ю.Олеши «Ни дня без строчки», бесперебойной выливает ушаты грязи на свою родину, на свой народ. Неужели они считают призванием настоящего интеллигента хаяние свое страны? Но ведь никогда писатели и поэты России не были замечены в чем -то подобном.Все это пришло мне на ум, после того, как я перечитывал одну из своих любимых книг — сборник стихотворений поэтов «Серебряного века». И касается это всего лишь одной из граней творчества этих поэтов — отношения к России.
Такуж получилось, что когда я учился в школе, львиную долю занятий по литературе занимала русская классика 19 века, а Серебряный век русской поэзии, можно сказать, упоминался вскользь и был представлен именами А.Блока, В.Маяковского, С.Есенина. Видимо поэтому многочисленные стихотворения А.Пушкина, М.Лермонтова, Ф.Тютчева, А.Фета и других поэтов того времени, посвященные России, воспринимаются нами сейчас, как нечто почти народное, семейное, родное. А некоторые строчки не грех и вспомнить нынче. Например:

«Но все же мы народ единый,

Единой матери сыны;

Но все же братья мы родные!

Вот, вот что ненавидят в нас!

Вам не прощается Россия,

России — не прощают sacs

Смущает их, и до испугу,

Что вся славянская семья

В лицо и недругу и другу

Впервые скажет: — Это я!»

Это Ф.Тютчев

И что интересно, ни у всех у них был «роман» с властью. Были и такие, которым от власти предержащих доставались болезненные удары. Но при этом они все равно любили свою страну, четко разграничивая понятие родины и власти.

Не удивительно, что и поэты Серебряного века и в своих ранних стихах, и в более поздних произведениях, не отступали от традиций русской классической литературы. Причем, надо сказать, что взаимоотношения с советской властью у них тоже складывались не лучшим образом.

Вот тут я позволю себе примеры, ибо творчество этих поэтов, к сожалению, менее известно.

Андрей Белый видел в России — мессию:

«И ты, огневая стихия,

Безумствуй, сжигая меня,

Россия, Россия, Россия,-

Мессия грядущего дня!»



А Георгий Адамович в Париже мечтает вернуться в Россию:

«Когда мы в Россию вернемся... О, Гамлет восточный, когда?

Пешком по размытым дорогам, в стоградусные холода,

Без всяких коней и триумфов, без всяких там кликов, пешком,

Но только наверное знать бы, что вовремя мы добредем.»



А вот что писал Георгий Иванов из той же Франции:

«Нет в России даже дорогих могил,

Может быть, и были — только я забыл.

Нету Петербурга, Киева, Москвы —

Может быть, и были, да забыл, увы.

Ни границ не знаю, ни морей, ни рек.

Знаю — там остался русский человек.

Русский он по сердцу, русский по уму,

Если я с ним встречусь, я его пойму.

Сразу, с полуслова... И тогда начну

Различать в тумане и его страну.»



А вот это Владимир Набоков, хоть и не относящийся к числу поэтов Серебряного века, но имя которого так любят использовать в качестве символа всего антироссийского:

«Если ветер ты любишь и ветки сырые,

Божьи звезды и Божьих зверьков,

если видишь при сладостном слове „Россия“

только даль и дожди золотые, косые

и в колосьях лазурь васильков, —

я тебя полюблю, как люблю я могучий,

пышный шорох лесов, и закаты, и тучи,

и мохнатых цветных червяков;

полюблю я тебя оттого, что заметишь

все пылинки в луче бытия,

скажешь солнцу: спасибо, что светишь.

Вот вся вера моя.»



А вот это Дмитрий Мережковский

О, берёзы, даль немая,

Грустные поля...

Это ты, — моя родная,

Бедная земля!

Непокорный сын к чужбине,

К воле я ушёл,

Но и там в моей кручине

Я тебя нашёл.

Там у моря голубого,

У чужих людей

Полюбил тебя я снова

И ещё сильней.





А это его жена — Зинаида Гиппиус.



Она не погибнет — знайте!

Она не погибнет, Россия.

Они всколосятся,- верьте!

Поля ее золотые.



И мы не погибнем — верьте!

Но что нам наше спасенье:

Россия спасется,- знайте!

И близко ее воскресенье.

Бунин

«Они глумятся над тобою,

Они, о родина, корят

Тебя твоею простотою,

Убогим видом черных хат...



Так сын, спокойный и нахальный,

Стыдится матери своей -

Усталой, робкой и печальной

Средь городских его друзей, »





Анна Ахматова



«Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.



Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.



Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки.»







Марина Цветаева



«Ты! Сей руки своей лишусь,—

Хоть двух! Губами подпишусь

На плахе: распрь моих земля —

Гордыня, родина моя!»





Все эти примеры, я привел лишь с одной целью. Русские поэты, несмотря на все жизненные неурядицы, проблемы, даже трагедии, всегда оставались патриотами России. Любовь к своей Родине, своей стране — это именно тот творческий стержень, который присущ только настоящему поэту.

Вы спросите меня — к чему это ты все написал? Да просто вот надоело каждый день читать рекламу в русскоязычных израильских СМИ по поводу гастролей Ефремова с какой-то там программой «Господин хороший» с виршами Быкова и Орлова , по явному недоразумению, названными поэтами. Причем, чтоинтересно — реклама это начала печататься примерно за полгода до предстоящих гастролей. Интересно, кто может вложить сумасшедшие деньги в рекламу мероприятий, которые пройдут в 4 залах и вряд ли окупятся. Но это так, к слову. Господи, как можно эти рифмованные строчки, это буриме, назвать стихами, а указанных литераторов — поэтами. Если Быков — поэт, и Орлов поэт, то простите, а кто тогда упомянутые мною выше авторы?

Вспоминается прекрасная пьеса Л.Зорина «Покровские ворота», более знакомая массовому зрителю по фильму М.Козакова. Есть там два знаковых персонажа — куплетист Аркадий Велюров и поэт Соев. Они, как и многие другие культуртрегеры из реальной жизни проводят в жизнь речевку 30-х годов: «Утром в газете, вечером — в куплете». Это и есть кредо упомянутой троицы, славных продолжателей дела Велюрова-Соева. Впрочем это не скрывают и авторы аннотации к гастролям: «поэтический отклик на самое громкое политическое событие каждой недели.» Разница заключается только в одном: упомянутые драматургические персонажи не поливали грязью свою страну и свой народ.Как не делали это настоящие поэты, гордость России, ее достояние А.Пушкин. М.Лермонтов, Ф.Тютчев и их продолжатели — поэты Серебрянного века.
util