Автор поста
Badge blog-user
Блог
Blog author
Владимир Лобанов

История жизни одного совка, сумевшего выйти из своей совковости. (Продолжение 1)

1 Декабря 2015, 06:45

История жизни одного совка, сумевшего выйти из своей совковости. (Продолжение 1)

Статистика Постов 74
Перейти в профиль
Пояснительная записка к роману «Игрушка».

Из словаря: «Инфантилизм — отсталость в развитии, выражающаяся в сохранении взрослым человеком черт характера свойственных ребёнку».

«Будьте как дети» -эти слова приписываются в одном из евангелий Иисусу Христу. Христос, хоть и был человеком авторитарного склада мышления, но сознательно пошёл на смерть за свои идеи. И потому, видимо, вложил в данные свои слова не тот смысл, что , мол, «будьте такими, которыми легко управлять мне — вашему Богу». Он, без сомнения, вкладывал в эти слова иной смысл: «будьте такими, кто не умеет лгать, кто доверчив к людям и искренен с ними, кто беззащитен, а, значит, не может причинить вред ближнему».

Когда же я говорю об инфантилизме (и обвиняю взрослых людей в этом пороке), то имею в виду детское мировоззрение, то есть отсутствие знаний, узость кругозора и, главное, — безудержное стремление инфантильного человекаудовлетворять собственные желания. А так как всякое удовлетворённое желание — рождает новое, то этому «делу» инфантильный человек может посвятить всю свою жизнь.

Теперь вспомним этический (категорический) императив Канта: «Поступай так, как если бы максима твоего поступка посредством твоей воли должна была стать всеобщим законом природы». Представим себе, что стремление удовлетворять только собственные желания стало для вида Homo Sapiens — всеобщим законом. Очевидно, что на такой этической основе человечество существовать не могло бы. Рассмотрим альтернативу безудержному эгоцентризму (т.е. ублажению собственных желаний). Её (альтернативу эгоцентризму) провозгласил в своё время Лев Николаевич Толстой в своей идеологии «Непротивление злу насилием...». Толстой рекомендовал жить так, чтобы твоё тело стало орудием для служения людям. Другими ловами: «главным твоим, на протяжении всей твоей жизни, желанием должно стать удовлетворение желаний других».

Очевидно, что данные два варианта — крайностии в реальной жизни ни тот и ни другой осуществлены быть не могут. Нужна середина!

Вот эту-то «середину» мне (во всяком случае я лелею такую надежду) и удалось найти; найти и выразить в идеологию имеющую философскую формулу «диалектико-метафизический дуализм (ДМД)».

Роман «Игрушка» представляет собой один из способов донесения до моих соотечественников данной идеологии.

Перечислим признаки детского мышления (инфантилизма):

  1. Приоритет относительного богатства над абсолютным.
  2. Принятие гипотезы за истину волевым порядком — религиозная вера.
  3. Вождизм (тяга человека к стайности-стадности, когда во главе стоит вожак).
  4. Узость мировоззрения. Такой человек себя делает «пупом Земли».

    Теперь раскроем каждое из этих четырёх признаков.

    По первому признаку инфантилизма (Приоритет относительного богатства над абсолютным) можно сказать следующее: ребёнок подсознательно стремится к лидерству — быть первым, лучшим, сильнейшим, умнейшим — заложено в нём с генами, ибо как ещё он может ощутить свою исключительность как только в сравнении с себе подобными. С возрастом данное качество несколько трансформируется и если ему так и не удаётся добиться реального возвышения над окружающими, то в тайне такой взрослый ребёнок испытывает радость от того, что у соседа корова сдохла, а в советские времена такой человек радовался тому, что у него зарплата больше или тому, что он достиг высшего уровня благосостояния среднего совка (квартира, дача, машина) в то время как соседу ну никак не удавалось купить «Москвич» потому, что на предприятии, на котором тот работал, очередь за машинами была слишком велика.
    В настоящее время инфантильный по данному признаку человек, мерит свою значимость счётом в банке (лучше — в иностранном; надежней), квартирой в центре крупного города, дачей-особняком (лучше — пусть будет целая усадьба).

    Второй признак инфантилизма (Принятие гипотезы за истину волевым порядком — религиозная вера) раскрывается так: перед человечеством всегда будет океан непознанного. Исчерпать этот «океан» никому не дано. Однако, психика человеческая ну никак не может мириться с тем, что имяреку не дано всё знать. Вот почему человек всегда искал или изобретал способы «заполнения непознанного». Одним из таких способов является сочинение религии. Или, лучше сказать, сакрализация сочинённой человеком легенды. «Бог — всесильное бессмертное существо, творец сущего, а задача смертного — угадывать пути господни, хоть они для него уже заранее определены как „неисповедимые“». Без веры человек жить не может из-за давления над ним «океана непознанного» и жизненной потребности в деятельности.
    Вера — это такая мыслительная операция, с помощью которой человек может или игнорировать непознанное, или облегчить себе процесс познания. Имеется два типа (вида) веры: религиозная и научная.
    Вера научная — это выдвижение человеком, для решения конкретной задачи, ряда гипотез и принятие одной из них в качестве рабочей для проверки на опыте. Вера религиозная — принятие волевым порядком гипотезы за истину.
    Инфантильный по данному признаку человек выбирает веру религиозную. Сразу оговорюсь: атеист — также религиозно верующий человек, ибо он за истину принимает волевым порядком гипотезу что бога нет. У него для такого утверждения не больше оснований, чем у человека, принявшего в качестве истины гипотезу, что бог есть.

    Третий признак инфантилизма \Вождизм (тяга человека к стайности-стадности, когда во главе стоит вожак)\. Данный признак исторически обусловлен. Всю свою историю человечество воюет. В военных условиях самый оптимальный способ объединение людей — авторитарный. Люди это понимают и потому данный рефлекс (рефлекс к авторитаризму) наследовался ими от предков. Когда есть вождь, то к нему можно апеллировать, на него уповать, в крайнем случае его можно свергнуть и заменить другим. Зато, если есть вождь, то очень быстро можно собрать в единый кулак все силы народные для отражения врага.
    Вот почему инфантильные по данному признаку люди всегда презирают демократию. И иногда её есть за что презирать. Во всяком случае во вторую мировую войну буржуазно-демократическая Европа не смогла противостоять германскому авторитаризму (фашизму). И только другая авторитарная система (большевизм) оказалась в состоянии его уничтожить.
    Однако, сразу оговорюсь: будущее человечества за демократией. И потому взрослые люди должны стремиться к абсолютной демократии. Обоснование данного заявления я проведу ниже.

    И, наконец, четвёртый признак инфантилизма (Узость мировоззрения. Такой человек себя делает «пупом Земли»). Инфантильный по данному признаку человек не понимает, что его индивидуальность только тогда приобретает ценность, когда становится составляющей индивидуальности под именем «человеческий род». Человек и его потомство выживут, если выживет человечество. Человечество только в том случае получает шанс достигнуть бессмертия, если каждый индивид этого вида будет рассматривать себя только составляющей целого но, в то же время, общие проблемы воспринимать как свои.
    Мировоззренческая установка индивида «я есть человечество» ( в контексте ДМД) это, по моему мнению, то, что спасёт нас от гибели. А гибель, как известно, всегда преждевременна.
    О диалектико-метафизическом дуализме (ДМД) вы прочтёте в следующих моих публикациях.

    (Продолжение следует)
util