Автор поста
Badge blog-user
Блог
Blog author
Владимир Лобанов

Некоторые сведения по теории денег. Общие сведения по механизму передела.

25 December 2015, 06:40

Некоторые сведения по теории денег. Общие сведения по механизму передела.

Статистика Постов 74
Перейти в профиль

Для уяснения механизма передела материальных ценностей в масштабах одной страны нужно понять сущность тех «советских» денег, которые работали в экономике СССР в последние годы его существования. Именно советских, ибо валюта капиталистических стран ещё не прошла тот этап своего формирования, после которого её можно применить как инструмент для передела. Имеется в виду не только полный отрыв бумажных денег от обеспечения их драгоценными металлами (международным общепризнанным денежным материалом), но и снятие ореола святости в сознании людей с такой политико-экономической категории как частная собственность. Последнее произошло у нас в 1917 году и за 70 последующих лет окончательно укрепилось в сознании более чем 300 миллионного населения СССР и других «социалистических» стран. Связь этих двух факторов: бумажных денег и по особому сформированного сознания (мировоззрения) граждан страны будет понятна из последующего изложения.

Любую историю можно изложить фактологически и образнологически, то есть без подкрепления фактами доводов. Изложение истории образнологически даёт возможность значительно сократить объём не искажая при этом смысла, а за фактами, подтверждающими тот или иной вывод, читатель может обращаться к своей памяти или к источникам фактологической истории.

Ниже приводится образчик образнологической истории и теории денег. Это необходимо для лучшего уяснения идеи передела.

Представим себе, что мы получили возможность с помощью «машины времени» наблюдать за жизнью нескольких хозяев-хуторян, живших в далёкой древности. Хозяйства — натуральные, то есть процесс производства и потребления замкнут в одном хуторе. Здесь производится всё для поддержания жизни и хозяина, и его семьи. В семье не остаётся излишков, но нет и недостатка, нет нужды. Рассмотрим сначала только два хуторских хозяйства. Из года в год хозяева обоих хуторов засевают свои поля, собирают урожаи, выращивают и забивают на мясо домашние скот и птицу. Но вот у того и у другого хозяина подросли дети. Сыновья одного хозяина занялись в свободное от работы время (которогостало больше для всех, ибо в семье прибавилось рабочих рук) выделыванием кож и изготовлением обуви. Они обеспечили обувью свою семью и даже наделали её прозапас. У хозяина второго хутора дети, в свободное от основной работы время, занялись, к примеру, ткачеством; изобрели ткацкий станок, расширили посевы льна и обеспечили семью добротной одеждой из льняного полотна. Работа кипела, стали образовываться излишки продукта.

Вскоре соседи узнали о производительной деятельности друг друга. Хорошая обувь нужна одним, льняное платье — другим. Так возник натуральный обмен.

Вскоре наши хуторяне узнали, что в десяти, пятнадцати и т.д.верстах находятся ещё хутора и на них имеются: на одном — излишки валяной обуви, на другом — ну, скажем, излишки железных топоров. В натуральном обмене начали возникать трудности. Действительно: ну как приравнять топоры к пряже, а кожаную обувь к валенкам? Сколько валенков стоит один метр льняного полотна? Вопрос для времён натурального обмена трудно разрешимый.

В нашем идеальном примере случилось так, что все хуторяне, вступившие в продуктообмен между собой, имели на своих участках земли ручьи и небольшие речки; и в этих ручьях и речках, то их дети, то они сами (хозяева хуторов) находили маленькие, жёлтенькие «камешки». У каждого хозяина накопилось уже по мешочку этих «камешков», а затем они каким-то чудесным образом пропали из ручьёв и речек; не стало попадаться больше таких камешков и всё тут... В часы досуга хозяева перебирая и рассматривая эти «камешки», стали отмечать их (камешков) удивительные свойства: ударом молотка камешек можно расплющить и получить красивый блестящий кругляшок, а если проделать дырочку в этом кругляшке и продеть в эту дырочку льняную нитку, то жена и дочь с удовольствием надевают эти, нанизанные на нитку кругляшки, на шею и в отражении в воде с удовольствием рассматривают себя. Проходит время. Кругляшки на женских шеях не только не мутнеют, не разрушаются, а наоборот — ещё более блестят и играют блёстками, отражая солнечные лучи (от трения об одежду золотые кружочки отполировались).

Однажды к одному из хозяев приехал другой и привёз свой продукт, к примеру, железные топоры. Он надеялся обменять топоры на обувь, а у того обуви на обмен не оказалось, а топоры как раз ему очень нужны были (утопил он свои намедни: переправлялся через речку, перевернулся на своей утлой долблянке и утопил топоры, сам ели спасся). Первому уж очень не хотелось тащиться домой со своими топорами. "А ну, погодь«,- вдруг спохватился тот — нерадивый, что утопил топоры. Убежав в дом, он через некоторое время выходит от туда и улыбается. Подошёл к соседу, разжал кулак и на ладони заблестели, переливаясь, искрящиеся желтизной на солнце знакомые нам «кружочки». Производитель топоров сразу всё понял и с удовольствием отдал свои топоры за эти «кружочки». "А что, пусть себе лежат, хлеба ведь они не просят. Скоро женится сын, вот и отдам невестке; или ещё на что сгодятся«,- рассудил купец. Так возникли деньги — всеобщий эквивалент или особый товар; продукт сделался товаром, обмен — куплей-продажей.

Удивительные свойства золота (возможность хранить не ограниченное время, возможность разделить кусочки на любое количество частей, а, значит, и приравнять к любым товарам, пусть самым дешёвым, или наоборот- сплавить в один слиток, а главное — золота в природе относительно мало) позволили ему приобрести общемировую значимость и стать единым эквивалентом для всякого товара. Так золото, кроме физических свойств полезных людям, получило очень ценное экономическое свойство (точнее — социальное), то есть оно значительно облегчало людям продуктообмен («бартер», как принято было говорить у нас в девяностые годы прошлого столетия) тем, что делало возможным товарообмен.

Прошло время. Всеобщий эквивалент — золото всё более утверждалось в качестве денег. Всё чаще и чаще наши хуторяне стали платить друг другу за товар жёлтыми кружочками. Кроме того, кто производил кожаную обувь, тот всё более и более стал посвящать себя кожевенному и обувному делу, зная наверняка, что недостающие необходимые для него продукты он получит от других хозяев в обмен на свои изделия или, в крайнем случае, в обмен на деньги. Так и получилось. Хозяин со своими сыновьями за долгую зиму наделает кожаной обуви, а летом привезёт свой товар на рынок (люди стали сговариваться между собой, чтобы в определённое время, в определённом месте собираться каждый со своим товаром и производить обмен — место для этого назвали «рынком»). Так возникла и стала быстро развиваться специализация; специальности: скорняк, прядильщик, ткач, сапожник, хлебороб и т.д.и т.п.возникли и утвердились. Специализация привела к тому, что люди уже не могли жить без денег.

Однажды приходит ткач к скорняку и говорит: "Приболел я тут немного и поэтому мало выткал полотна, ну и, конечно, мало продал его. Дал бы ты мне взаймы денег, чтобы я мог купить себе провизию и дотянуть до ярмарки, а там я продам свой товар и верну тебе долг«.«Деньги у меня есть,- ответил скорняк,- и дать можно, но вдруг ты опять заболеешь и тебе нечем будет вернуть долг?» «Ну что ты, сосед,- заволновался ткач,- я ещё здоровый мужик и обязательно верну тебе твои деньги, да ещё, хочешь, с наваром, то есть верну больше чем сейчас возьму у тебя» .Перспектива получить «навар» понравилась скорняку и соглашение состоялось.

Действительно, ткач в условленное время вернул долг сполна и «процент» выплатил.

В тот же день к ткачу зашёл кузнец (бывают же такие совпадения!) и попросил взаймы денег. "Нет у меня лишних денег«,- сказал ткач кузнецу. «А вот ты сходи к скорняку, у него точно есть». Так и сделал кузнец: занял у скорняка денег примерно на таких же условиях как, в своё время, ткач. А до этого скорняк одолжил денег рыбаку. Через определённое время должники расплатились с кредитором и «навар», конечно, присовокупили.

Пошла по окрестностям молва, что у скорняка всегда есть деньги и можно одолжить. Так родилась новая специальность, основанная на свойствах денег — родилось ростовщичество, а с него развилось банковское дело. Производитель продукта, то есть самый казалось бы ценный для общества человек, очень часто стал попадать в материальную зависимость к владельцу денег, то есть уже теперь — денежного капитала. Такого рода зависимость родила неизбежные при этом конфликты, понадобился посредник. Но посредник не простой, а сильный, чтобы его решение и исполнение решения подкреплялось физической силой. Сначала это был, видимо, всеми уважаемый вождь племени, затем выборный судья и, наконец, государство. Государство — как посредник в спорах. (Государство — как аппарат принуждения.) Государство осуществляло свое посредничество через чиновников. Чиновничий аппарат нужно содержать. Деньги для этого брали с граждан в виде налога.

Государственная обособленность ведёт к общности интересов граждан этого государства; то есть все граждане данной страны заинтересованы в собственном процветании, а значит и в процветании своей страны.

В то же время золото оставалось мировыми деньгами, то есть его в качестве платы безоговорочно принимало любое частное лицо и любое государство.

Итак, осознание ценности золота распространилось на весь мир. Государственные деятели, одев национальное золото в национальную рубашку (чеканка монет) увидели, что находящееся у людей золото при обращении изнашивается, теряется, фальсифицируется (часть «живого» металла сознательно кем-то снимается с монет), в то время, когда оно имеет общегосударственную ценность.

А что если условно заменить золото бумажками?! Конечно, не простыми бумажками, а такими, чтобы их было очень сложно подделать. Пусть эти бумажки ходят по стране в качестве всеобщего эквивалента, то есть — денег, а мировые деньги (золото) пусть лежат в государственных хранилищах. Таким образом в масштабах страны будет сохранено значительное количество драгоценного металла, ибо его работу будут исполнять бумажки — условные деньги. Износившиеся бумажки заменить значительно легче, чем добыть золота для возмещения потерь. А гражданин ничего не теряет, так как по желанию может пойти в государственный банк и обменять свои ценные бумаги на своё золото, хранящееся у государства.

Понятие «обеспечение» родилось тогда, когда хозяин-гражданин безраздельно владел своим достояние в золоте. Государство только являлось хранителем его денежного богатства и ОБЕСПЕЧИВАЛО условные(бумажные) деньги мировыми деньгами (золотом).Так создались предпосылки для отчуждения основного производителя от мировых денег. Это, в конечномсчёте, позволило государству (чиновникам) подчинить себе производителя, ибо на мировом рынке бумажные деньги определённых государств могут не иметь свободного обращения. Условия для порабощения основного производителя чиновниками развивались постепенно. Прежде всего чиновники подметили то, что некоторую часть бумажных денег можно совсем не обеспечивать золотом, но они также будут цениться в народе и на них также можно будет купить продукты человеческого труда. (Отметим в скобках тот факт, что при определённых условиях производителю-созидателю важна не плата за труд, а сама возможность трудиться-созидать). Деньги, полученные производителем за выработанный им продукт, потенциально являются новым продуктом. И наоборот- деньги украденные (бешеные), доставшиеся человеку не за его труд, а по каким-то другим каналам — не стимулируют производительную деятельность индивида, а развращают его и могут погубить в нём производителя окончательно, если «бешеные» деньги будут доставаться ему систематически. Что и произошло в СССР со значительной частью его подданных. Вся сумма денег, полученная всеми производителями государства, выражает производительный потенциал государства, другими словами:его производительную мощь.

Следующим рычагом для порабощения и развращения производителя (по нашему мнению ген производителя-созидателя имеется в каждом человеке) явилась денежная эмиссия — выпуск необеспеченных золотом бумажных денег (принудительный заём).Эмиссия стала широко использоваться в тоталитарных государствах, где чиновники окончательно поработили производителя. У Ленина есть одна характерная записочка, в которой он выражает искреннюю радость, когда выясняется, что возглавляемое им правительство «заработало на эмиссии несколько миллионов рублей золотом».

Таким образом создались экономические предпосылки пролетаризации масс и жёсткого обособления какой-то страны от мирового рынка, закабаления основного производителя вообще и в частности — для большевистского опыта строительства социализма сначала в одной отдельно взятой стране. И такой страной история определила стать России.

Неправильно поняв сущность денег,Ленин в своей «стране-солнце» искренне желал отменить деньги — это была или грубейшая ошибка политэконома, или детская наивность школьника, или подлость мизантропа.

Вот если бы Ульянов(Ленин) обратил внимание своих соратников на то, что деньги можно было бы заменить «расписками» для того, чтобы затем использовать их для «передела»- вот только в этом случае можно было бы назвать ленинскую идею об отмене денег — гениальной идеей, но последнего не произошло.

Итак, в СССР, после введения государственной монополии на внешнюю торговлю, гражданин оказался в полной экономической зависимости от государства. Кроме того, в Советской Стране произошло абсолютное и окончательное разделение значений золота как благородного металла, то есть сырья для технических нужд и украшений; это значение отделилось от значения золота как денег, то есть «инструмента» облегчающего людям общение между собой в экономической области; как инструмента дифференцирования, индивидуализации, индивидуального выражения способностей каждого человека, личности (под дифференцированием здесь имеется в виду выделение лучше работающих, более умных, рачительных и т.д. людей из общей массы, обогащение именно таких людей); функцию золота как денег у нас окончательно стали выполнять «бумажки». Новое качество новых денег отчётливо проявилось в условиях «реального социализма». Опыт ряда денежных реформ с заменой кредитных билетов на новые (с новой картинкой) относительно легко и неоднократно проводится в масштабах такого огромного государства как СССР. Именно это, обнажённое в условиях реального социализма, качество бумажных денег, наряду с другими не менее важными условиями, поможет нам выйти из настоящего политико-экономического тупика в котором находится сейчас (2015 год) Россия.

Здесь как раз место для того, чтобы рассказать о преимуществах и недостатках как диалектичной денежной системы, так и метафизичной.

Диалектичная денежная система — это постоянно изменяющаяся; метафизичная — неизменная.

Денежная система США — метафизичная, то есть неизменная. Выпущенный, например, в 1899 году в США бумажный доллар принимается в качестве платежа и в 2015 году. Денежная система России — диалектичная. Бумажный рубль, имевший хождение в России в том же — 1899 в 2015 не принимается у нас в качестве платёжного средства.

Благодаря своей метафизичности доллар США стал мировой валютой и потому сегодня от 1\3 до 1\2 долларовой массы уходит за пределы США и работает в мире, а 86% мирового торгового оборота рассчитывается в американских долларах. Благодаря метафизичности своей денежной системы США считается тем государством, которому легко дают взаймы; по состоянию на 2009 год его долг составляет более 14 триллионов долларов. Кроме того, доллар, как мировая валюта, представляет из себя инструмент для принудительного займа у мирового сообщества с помощью денежной эмиссии. Например, в 2009 году была осуществлена огромная эмиссия с помощью которой правительство США осуществило очень много непроизводительных трат (расходы на вооружение, на ведение внешних войн,финансирование спецслужб и т.д.).

Если читатель сделает вывод, что метафизичная денежная система лучше диалектичной, то он окажется прав; прав в пределах определённого исторического этапа развития человечества.

Метафизичная система способствует концентрации капиталов в немногих руках, то есть концентрации в тех же руках экономической власти. А если доллар является мировой валютой, то экономическая власть может быть установлена кем-то (шансов у американцев больше всего, ибо только они доллары печатают) над всем миром. Опасность очевидна. Уйти от этой глобальной опасности поможет человечеству диалектичная денежная система. Как это может быть осуществлено(?) -читайте в следующем сообщении.

(Окончание следует)

util