Badge blog-user
Блог
Blog author
Егор Гречка

ПРИТЧА О СЛЕПЫХ

18 Декабря 2015, 19:58

ПРИТЧА О СЛЕПЫХ

Статистика Постов 2
Перейти в профиль
Останкино обрастает колючей проволокой. Силовики оснащаются гранатомётами для разгона толпы. Генпрокуратора призывает блокировать сайты «экстремистского» содержания в незамедлительном порядке.

Воздух назревающих перемен, похоже, просочился и за кремлёвскую стену — абсолютно герметичную, как показали события последних недель: ни сигнальные гудки грузовых фур, ни требования бастующих учителей в Забайкалье, ни гремящие на всю страну коррупционные скандалы не трогали слух тех, кто предпочёл оставаться в неведении.

К несчастью, как учит сердобольная мать история, реальность не терпит пренебрежения, и всякому, кто осмелился не считаться с ней, рано или поздно безжалостно напоминает о себе.
Большинство людей пока готово терпеть экономическое удушение. Многим даже невдомёк, что им что-то приходится терпеть: настолько сильно они свыклись с нищенской долей. И девяностопроцентный рейтинг не так просто поколебать: вера в доброго царя, как прежде, крепка и безоглядна.

Но не безгранична.

В условиях головокружительного падения уровня жизни важным решением могла бы стать перемена курса с фанатичных попыток установления мирового господства на экономическую поддержку населения. Прямой долг государства — сделать всё для того, чтобы смягчить сокрушительный удар кризиса по и без того обездоленным категориям населения: студентам, бюджетникам, пенсионерам; прийти на помощь, а не паразитировать на терпеливости народа, каким бы невзыскательным он не был.

Во всех отношениях ставка сделана на войну. Именно война должна залатать пробоины в бюджете и вместе с тем усмирить всех страждущих и недовольных. Неспроста сирийской кампании отводится роль священной миссии российского государства, под знаменем которой нам надлежит сплотиться вокруг правящего центра, подвижнически позабыв про свои мелкие, такие оскорбительно бытовые нужды.

Слепые по собственной воле, они насаждают слепоту остальным. Это тот редкий случай, когда незрячесть заразна, будто грипп или малярия. Людей приучают к тому, чтобы не видеть даже те проблемы, что напрямую касаются их самих, а любые вопиющие отклонения от нормы —
систематические нарушения прав человека или безнаказанность преступников во власти — принимать как безусловную данность.

На этом фоне особо показательны суждения вроде: «А кто вам вообще сказал, что в России нужны гражданское общество и прочие демократические ценности?» Мол, не фантазируйте, здесь западные идеи категорически не приживаются — отторгает их земля русская. В России возможен только жёсткий самодержавный правитель, или вождь, или, на худой конец, национальный лидер, но никак не нормальный президент с ограниченным сроком полномочий и отсутствием комплекса Наполеона. А всё потому, что люд у нас такой — необузданный и несознательный, только и понимает, что язык палки.

Сколько столетий маячит на горизонте эта притягательная фата-моргана — «особый русский путь», навеки обручённый с «загадочной русской душой», характерной тем, что физически не поддаётся формации под западноевропейские стандарты.

Под «русским путём» принято понимать национальный путь, обязательно полный страданий и разного рода лишений, не без героической самоотверженности, вопреки гнусным каверзам недоброжелателей. Путь, обречённый увенчаться общепризнанным безоговорочным триумфом, когда все те, кто питал сомнения, относительно превосходства российской империи, смиренно преклонят колени. Что особенно примечательно, триумф должен стать не результатом последовательного и упорного развития, поступательного движения вперед — к идеалам государственного могущества, а прийтись на самый пик кризиса и разрухи. Поэтому бессмысленное на первый взгляд утверждение «чем хуже — тем лучше» в данном случае не лишено основания.

Пока с неудовольствием приходится констатировать, что первый — «неблагополучный» — этап русского пути затянулся непозволительно долго.

Предопределённое торжество российского государства было бы недостижимо без той самой растиражированной русской души. Её носителя выдаёт пренебрежительно-насмешливое отношение к материальной и сугубо практичной стороне жизни, этакая невосприимчивость к власти физического мира, а на деле — обыкновенная безалаберность.

Противовесом этой телесной грубости согласно концепции «русской души» служит недюжинная духовная чуткость — она же область зарождения инсайта, больше известного как «смекалка», что из анекдота в анекдот приходит на выручку русскому мужику в его споре с менее даровитыми иностранными оппонентами.

Фольклор — это, конечно, отражение национального опыта. Однако вся высокоразвитая духовность, требующая неустанной самодисциплины и мыслительного труда, в действительности сводится к знанию наизусть «Отче наш».

Не исключено, что русский народ может быть наделён некой особой миссией, как не исключено, что ею наделена любая другая из расселённых по земле народностей. Но полагать, что топтание на одном месте в разведённом под собой болоте и есть воплощение некого божественного замысла — крайне идеалистично.

Что же не так с нашей душой? Почему к ней неприложима просвещённая демократия? Да всё с ней так. Нормальная у нас душа — человеческая. А поэтому так же, как душа и европейца, и эфиопа, в том же естественном порыве, как росток к свету, тянется к правде и справедливости, и вянет, и чахнет без животворящей свободы.

Дело в том, что нет никакого «русского пути» и никогда не было. Есть лишь неизгладимые шрамы на теле русской истории: многовековое рабство, иступлённая революция, опустошительная война, кровавая диктатура. И есть те, кого удовлетворяет эта идеология, в представлении которой рабовладельческий строй является единственно достоверным отображением русской народной ментальности. «При всех издержках крепостничества именно оно было главной скрепой, удерживающей внутреннее единство нации». Слова эти принадлежат не какому-нибудь закостенелому монархисту, как может показаться, а Зорькину В. Д. — председателю конституционного суда РФ.

На ум приходит библейская притча о слепых, увековеченная на одном из бессмертных полотен голландского живописца Питера Брейгеля Старшего: «Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму». За любое заблуждение, как известно, рано или поздно приходится расплачиваться. И как бы ни сталось так, что наш час расплаты за гражданскую бесхребетность и близорукость намного ближе, чем принято думать.

Яма уже расступилась перед нами, и слышно, как комья земли осыпаются из-под подошв впереди идущего. Ещё чуть-чуть и он, неуклюже взмахнув тростью, покатится вниз. А для всех остальных, ступающих следом, для всех, кто не может или отказывается прозреть, в какой бы безопасности они себя ни чувствовали, это означает лишь одно — их падение уже началось.

2cf2f000de5d.jpeg



Егор Гречка 16.12.2015
https://vk.com/id293026406
util