Автор поста
Badge blog-user
Блог
Blog author
азимбай гали

П.Своик и В.П.Михайлов Про русское византийство и казахскую государственность

19 Декабря 2015, 10:04

П.Своик и В.П.Михайлов Про русское византийство и казахскую государственность

Статистика Постов 109
Перейти в профиль
Про русское византийство и казахскую государственность

Виктор Петрович Михайлов Старший научный сотрудник отдела диаспоры и миграции Института стран СНГ
Лучше чем Пётр Своик прокомментировать «опусы» Азимбая Гали не смогу и не стану, а остановлюсь на моих личных впечатлениях от знакомства с публикациями в начале 90-х годов тогда ещё Азимбая Галиева. Они поражали открытой ненавистью к России и всему русскому. Особенно циничной выглядела его позиция по депортации русских из Казахстана и казахов из России, изложенная в открытом письме президентам России и Казахстана. Понимая, что многомиллионный русский народ, живущий в Казахстане одноразово депортировать не получится (вагонов не хватит), он предлагал сделать это постепенно, создавая резервации в Казахстане и устраивая нечто вроде концлагерей в России.
Вот и теперь он выступает против Евразийского союза, считая его одним из проявлений колониальной политики России. "Я думаю, Казахстан должен двигаться в сторону Запада, но не через Россию, а напрямую, без посредников. Этот путь известен: политические консультации, политическое сотрудничество, которое растет из года в год. Наши социально-экономические реформы удачны, и если состоятся правовые и политические реформы, то наши стандарты приблизятся к западным. По социально-экономическим реформам Россия отстает от нас, они даже идут в обратную сторону, если претворится в жизнь послание нашего президента, то и по правовой и политической реформе мы опередим Россию. По нашему мнению, надо сторониться евразийского союза и защищать свои интересы, интересы государства"[1]. Этот господин часто называет себя патриотом Казахстана, но его патриотизм строится не столько на любви к своему народу, сколько на ненависти к русским, на утверждении исключительного права казахской нации. Но как показывает история, это глубоко ложная и опасная идея для многонационального государства. Там, где в первую очередь стали мифологизировать историю, заботиться о приоритетном развитии своего национального языка, не считаясь с правами других народов на сохранение и развитие собственной национальной самобытности, где особыми правами наделяются граждане титульной нации — там неизбежны межнациональные эксцессы вплоть до братоубийственных схваток. Неизбежным следствием подобной политики является распространение раковой опухоли нацизма. Пример тому — Украина.
Неужели Азимбай Гали и ему подобные не понимают, что играют с огнём? Оказывается, понимают: "Мы пропустили важные уроки, не приняв участия в ливийской военной экспедиции на стороне Запада. Это была абсолютно безопасная военная война для авиации, но мы по политическим соображением не стали участвовать в ней. Наши летчики не смогли получит школу боевой выучки далеко за морями. А надо бы....
Но самая ценная часть боевого опыта — это городская герилья. Это уроки городской партизанской войны. Грузия потеряла Абхазию и Осетию, потому что не смогла организовать оборону города от наступающих российских войск, поддерживаемых местными сепаратистами...
Казахстану пригодился бы опыт городской герильи для защиты своих городов от России. Ведь российские генералы часто неуправляемы, а руководство России настроено жестко великодержавно. Тут-то бы нам пригодился сирийский опыт...«[2].
Размечтались!!! Но в этом я не вижу их «детской наивности». Не дай Бог таким «детям» — в руки Власть!
Петр Своик Про русское византийство и казахскую государственность
«Но что меня поражает и, честно скажу, возмущает, — так это какое-то по-детски наивное (но по-взрослому развращенное) неумение так называемой „элиты“ посмотреть в глаза своей собственной ответственности за родную землю и живущий на ней народ»
(Ответ Азимбаю Гали)
Я сам не собирался, но меня попросили, сразу несколько человек (кстати, — казахов), дать свой ответ на статью Азимбая Гали «Русское византийство и парадигмы для русскоподанного нерусского».
Ну что ж, если исходить из понимания того, что в основе нынешнего кризиса власти не междусобойные схватки олигархов и не швейцарские счета, а именно кризис национальной казахской государственности, как она сейчас получилась, то ответить надо. Надо еще и потому, что доктор исторических наук А. Гали не столько политолог, как он подписывается, сколько бывший штатный работник института стратегических исследований при Президенте Казахстана, а в настоящем — преподаватель Академии госслужбы. По сути, он один и был вся публичная часть этой важной государственной структуры, поскольку весь прочий персонал КИСИ ни в какой идеологической, научной или публицистической деятельности нами не замечен.
Более того, Азимбай Гали, по-моему, есть на сегодня не только самый активный апологет нынешней национальной государственности, но и ЕДИНСТВЕННЫЙ (среди хорошо образованных людей) такой апологет.
Тем более важно вдуматься в то, что он пишет.
Вот те «выжимки» из его статьи, которые мне кажутся определяющими:
«Русские до начала 1990-годов в Казахстане играли действительно цивилизаторскую и социализирующую роль, правда, это была жесткая, часто безальтернативно карательная социализация, понимаемая как ассимиляция, абсорбция и регенерация.
История нашей семьи, как и история всех казахов, была историей его репрессий, истреблений и голода, джута, бунтов казахов против этносоциальной адаптации к стандартам Империи.
Русский человек велик своим великодержавным. Великодержавность русского человека обнаруживается в каждом его представителе: будь-то пенсионер, брошенный на чужбине собственными детьми, на иждивение столь презираемого им казахского государства, или неприметная техничка, убирающая в холле частного офиса. Или буржуин — новый русский, человек весьма респектабельный, сколотивший на здешней ниве приличный капитал.
Русский человек знает себе цену, он уверен, что Казахстан не сможет долго удержать свой суверенитет, и тогда все вернется «на круги своя». Трепетное ожидание реставрации прежнего режима — другая черта русскости. Третья черта: в Казахстане русский человек стремится доказать свое политическое «первородство», и он работает, часто сам того не осознавая, на идею русского и Российского патронажа. Четвертая черта — все русское непременно было, есть и будет лучшим в сравнении не только с казахским, но и китайским, и американским. Пятая черта русского человека — отсутствие у него желания инкорпорироваться в казахское общество. Напротив, навязать свой язык, свою культуру, свои идеологические парадигмы, свои геополитические интересы. Более того, он против усиления американо-английской, китайской и арабо-мусульманской культуры и их какого-либо чужестранного присутствия в Казахстане. Сам русский человек не выучил за 20 сознательных лет и 20 слов на государственном языке. Он каждый раз приводит все новые убедительные доводы в пользу неизучения казахского языка. Он игнорирует процесс строительства казахского национального государства. Шестая черта — русский человек принимает казахскую интеллигентность за слабость по причине полного незнания ментальности казахов. Отсюда недооценка не только интеллектуально-творческих способностей казахов, но его пассионарности, воли, ресурсов и перспектив.
Цивилизации и империи имеют неизменное свойство выдыхаться. Это касается и народов. Наступает период пассионарного заката, мессианско-цивилизаторский этап русского человека закончился.
Если прежде вектор цивилизации двигался с Севера на Юг, то теперь — с Юга на Север. Поменялись ролевые функции как казахов, так и русских. Инновационная инициатива перешла от русских к казахам.
Теперь русская империя сузилась до размеров Российской Федерации, да и ее удержать становится совсем непросто. Какой уж год русский человек истребляет чеченца, сперва 100-тысячной ратью, потом многомиллиардными расходами на войну, на восстановление своего владычества на маленьком пятачке нерусской земли. Хиреющая Византийская империя побивала своих врагов обманом — искусной дипломатией, вероломством и идеологией — и продлевала свой век.
Что нужно казахам и казахосфере? Во-первых, завершение деколонизации. Во-вторых, реабилитация национального конфессионального сознания. В-третьих, регенерация утраченных свойств и черт казахосферы«.
Далее Азимбай переходит к евразийству Александра Дугина, «идеологические позиции которого выражают интересы русской либеральной буржуазии России. Евразийцы приобретают устойчивые позиции и в Казахстане. Существующая русская партия переходит идеологически на дугинство, по-видимому, часть пророссийско настроенных казахских политиков левого направления ангажирована этой силой».
И, заключение: «идеологической перспективы у дугинцев в Казахстане нет, хотя как политическая сила она будет иметь место, но умонастроений казахов она определять не будет».
Вот мои комментарии:
Насчет остатков комплекса «старшего брата» у всех подряд русских, включая «скромную техничку» — отлично сказано! Интеллигентно по форме, саркастично по содержанию, и точно по существу.
Совершенно верно и то, что роли казахов и русских в Казахстане поменялись. Это факт, такой же, как и «уход» России из Средней Азии.
Оставим в стороне вопрос, станет ли евразийство по-дугински ведущей идеологией России, и вернется (вернут?) ли Казахстан в сферу этой идеологии, или атлантизм и глобализация по кускам «переварят» и саму Россию. В любом случае это вопрос не ближайшего года-двух (от силы — трех четырех лет), в которые правящему ныне режиму, и его преемником, предстоит доказывать свою состоятельность.
Причем доказывать придется именно казахам, поскольку нынешняя национальная государственность — это именно казахская государственность.
Плохо, конечно, обидно и несправедливо, что «казахстанский русский за 20 сознательных лет не выучил и 20 слов на государственном языке» и что он «игнорирует строительство казахского национального государства».
Азике, а если бы он выучил, а если бы не игнорировал? Что, другое государство бы получилось?
Здесь главный вот какой вопрос: а почему русский человек не учит, почему он игнорирует?
А вот вопросы наводящие:
Кто построил государство, поставившее мировой рекорд всех времен и народов по распродаже иностранцам национальных недр и всего стратегического экономического потенциала?
Кто создал аппарат власти, прославивший Казахстан на весь мир сквозной коррупцией?
Не ждите от меня ответа — казахи. В нынешнем режиме и неказахов — достаточно. Причем русские экземпляры, ставшие частью власти и бизнеса в казахском государстве, даже еще больше одиозны, потому что старательнее приспосабливаются. Примеры — вон они, все на виду.
Я, доктор Гали, совершенно согласен с Вашими констатациями насчет утраты русскими ведущей роли в Казахстане. Но что меня поражает и, честно скажу, возмущает, — так это какое-то по-детски наивное (но по-взрослому развращенное) неумение так называемой «элиты» посмотреть в глаза своей собственной ответственности за родную землю и живущий на ней народ. Голимое мифотворчество вместо осознания реальных вызовов, стоящих сейчас перед казахской национальной государственностью.
Впрочем, нашелся один элитный, без кавычек, казах (говорю так потому, что знаю, о ком говорю), сумевший с убийственной прямотой сказать главное. Кстати, его статья «Управление государством зашло в тупик» в интернет-газете «Навигатор» соседствует со статьей штатного политолога Азимбая Гали. Вот, пожалуйста, «выжимки» из «Ермека Сагинтаева»:
При любом худо-бедно устойчивом государственном строе такого и в помине быть не может. Ведь ужаснее всего — это то, что на фоне такого бесконечного и хаотического беспредела внутри государственной администрации из сознания общества вымывается само понятие о том, что такое система государственного управления и государство как общественное устройство.
Казахстанский истеблишмент на 80-90 процентов состоит из представителей казахской элиты. Кризис в среде правящего слоя подготовлен духовным кризисом в казахском обществе. Нация, как и любой отдельно взятый человек, обладает особым биоэнергетическим полем. Общего казахского биоэнергетического поля сегодня попросту нет уже.
Извечно эта неосязаемая материя зиждилась на казахскоязычии, которое на сегодняшний день успешно угроблено. А то, что от него осталось, все больше и больше обращается в уродливую кальку русскоязычной системы мышления. Но еще более уродливо то, что казахскоязычные творческие круги, опираясь на эту самую кальку, пытаются оживить национальный дух, объявляя войну русскоязычию и проклиная всех, кто удрученно говорит правду о сложившейся ситуации. То есть свирепствуют в отношении остатков здравого смысла в казахском обществе. Это, по сути, национальная катастрофа. Одним словом, казахское поле фактически умерло, общеказахских созидательных устремлений не видно и не слышно, а те деятели, которые продолжают стенать «о, мой народ!» и одновременно вовсю угождать властям предержащим, давно не пользуются уважением и поддержкой широких казахских слоев.
Кто несет ответственность за утрату казахского биоэнергетического поля? Элита старшего жуза. Элиты других жузов ничем не лучше, но вся тяжесть наших общеказахских и общеказахстанских провалов вкупе так или иначе падает на старший жуз. Ведь именно представители этого жуза заняли в Казахстане место «старшего брата» со всеми вытекающими отсюда последствиями. А последствия таковы, что теперь, что бы и как бы ни организовывала правящая власть, все это ведет к тому, что Казахстан неумолимо движется к своему распаду.
Единственным элементом, скреплявшим Казахстан, до сих пор был и остается неказахский элемент. Однако процесс распада объективно убыстряется в силу того, что дееспособного населения из числа неказахского элемента в республике остается все меньше и меньше. Об этом с тревогой говорил во всеуслышание еще в 1994 году Олжас Сулейменов. Но в ответ тогда на его голову посыпались дружные казахские проклятья.
Казахстан становится проходным двором, ибо в Казахстане не кормится лишь ленивый. В свое время Казахстан стал трамплином для многих крупных партийных и советских руководителей. Все они, начиная с Брежнева, Соломенцева и др., были отнюдь не казахами. Сейчас Казахстан под руководством элиты старшего жуза является трамплином для нуворишей международного масштаба. В республике вольготно чувствуют себя представители авантюрного капитала, чьи счета находятся в оффшорной зоне. Их вес в политической и государственной жизни нашей стране все больше и больше растет. По сути, нынешний кризис власти — это прямое следствие их неизмеримо возросшего за последнее время влияния. В новейшей истории Африки есть масса примеров того, до какого хаоса может довести авантюрный капитал доверившую им свою судьбу страну. У нас же пока только в рамках истеблишмента наблюдается нечто, напоминающее хаос.
Увы, это правда. И она тем печальнее в изложении человека по настоящему глубоко и всесторонне образованного, погруженного в родной язык, казахскую культуру и историю в той же мере, что и в русскую, и в европейскую. Лингвиста, историка и экономиста, лучшего, я считаю, на сегодня аналитика в Казахстане.
А то, что такой человек самые сильные свои вещи подписывает псевдонимом — это тоже характеристика сегодняшнего нашего государства.
Но так ли уж все безнадежно?
Настоящую надежду дают не теории, и не общие закономерности, а поступки живых людей. Конкретно в данный момент ближайшее будущее Казахстана решающе «завязано» на силе духа двух посаженных в тюрьму казахов. Это Мухтар Аблязов и Галымжан Жакиянов. Кстати, оба — «технари», с элитным московским образованием, и это — не случайно.
В чем их обвиняют, и соответствует ли эта «уголовщина» действительности, — тоже важно, но это не главное. Какими они были при власти — это важно для их конкретных судеб. А вот какой пример всей нации они подают сейчас — это важно для нашего общего будущего.
Я хочу, чтобы они показали себя настоящими казахами. Это и будет ответ всем иллюзионистам. И пессимистам.
Постоянный адрес статьи — ЦентрАзия
[1] «Азимбай Гали против Александра Дугина», http://evrazia.info/article/1489
[2] Азимбай Гали, «Наши добровольцы в Сирии должны получать поддержку НПО», Часть 2. 28/10/2013, http://www.altyn-orda.kz/azimbaj-gali-nashi-dobrovolcy-v-sirii-dolzhny-poluchat-podderzhku-
util