Автор поста
Badge blog-user
Блог
Blog author
азимбай гали

Азимбай ГАЛИ Сказание Азимбая-3. Синдром национальной релаксации и национальная идея 6 февpаля 2004 zonakz.net

20 Декабря 2015, 09:19

Азимбай ГАЛИ Сказание Азимбая-3. Синдром национальной релаксации и национальная идея 6 февpаля 2004 zonakz.net

Статистика Постов 109
Перейти в профиль
Азимбай ГАЛИ Сказание Азимбая-3. Синдром национальной релаксации и национальная идея 6 февpаля 2004 zonakz.net
Бельгийская патология и казахский синдром. Королевство Бельгия — государство, объединенное общей историей и правящей династией. Бельгия освободилась от Нидерландского королевства после революции в 1830 году. Тогда оно было еще унитарным. После конституционной реформы Бельгия становится федеральным государством. Современное население насчитывает менее 10 млн. человек, в большинстве — католики. В стране практически нет сельских жителей и сельских местностей. Этническое большинство за фламандцами (говорят на нидерландском диалекте голландского), которых — 58%, валлонцев (говорят на французском), по разным источникам, от 32 до 41%; совсем небольшая часть населения говорит на немецком (менее 1%). Языковые различия не совпадают с расселением по религиозному принципу, часто и те, и другие католики. В Бельгии основное разделение происходит по языковому признаку, конституционной реформой 1970 года было установлено, что каждое правительство, независимо от своей политической окраски, должно включать равное число представителей общин, говорящих на французском и фламандском языках. Однако это было началом реформ. В результате четырех следовавших друг за другом реформ государственной системы (1970-71, 1980-81, 1988 и 1993 гг.) Бельгия стала федеративным государством, состоящим из Сообществ и Регионов. (Кадырбаева А. Представительные органы в Королевстве Бельгия. — Функционирование местных органов государственной власти: законодательные основы и научно-методические рекомендации / Под общ. редакцией доктора экономических наук А.С. Серикбаева — Астана: Академия государственной службы при Президенте Республики Казахстан, 2004.) Эти две субкультуры противостоят друг другу, каждая из них опасается преобладания другой. Лица, представляющие франкоговорящую общину, проявляют беспокойство в связи с численным превосходством фламандской общины, которая, в свою очередь, чувствует себя ущемленной культурным превосходством франкоговорящей общины. Большинство конфликтов возникает на границе между двумя общинами. (Доган М., Пеласси Д. Сравнительная политическая социология. /Пер. с англ.-М.:1994, с.139-140.) Причем нидерландский, французский и немецкий являются официальными языками государства. Получается — бельгийская нация есть, но нет бельгийского языка. Казахский вариант бельгийской патологии: север и северо-восток Казахстана могут закрепить за собой русскоязычность и не пускать казахский государственный, а юг — закрепит узбекский и уйгурский в ущерб казахскому. Россия будет подыгрывать русскоязычности и будет иметь жесткую поддержку на севере и востоке, а Узбекистан будет играть узбекскую карту для юга Казахстана. Поэтому чревато объявлять другие этносы нациями, тогда это приведет к автономизации регионов и федерализации страны. Именно поэтому нужна казахизация граждан и казахский лингвацентризм.
Гомогенность и гетерогенность у казахов. Об усилении гомогенности у казахов Казахстана говорит тенденция сокращения межэтнических браков с 8% до 4% за последние 30 лет. Возможно, сказался рост национального сознания, возрастание удельного веса и абсолютной численности казахов среди молодежи, «замыкание» славян в отношении браков с казахами. Да и существующие межэтнические браки чаще заключены, около половины совокупности, с представителями тюркских этносов. Зато гетерегенизировались браки казахов в России и Узбекистане. Доказательством гомогенности казахов Казахстана является ориентация детей на казахские школы и казахские группы в университетах, растет тираж казахских газет, телевидение на государственном языке становится действенной реальностью. Иммиграция оралманов становится источником популяции и нарастания гомогенности казахов. Афганские, турецкие и иранские казахи в местах прежнего жительства находились в состоянии предварительной ассимиляции, в настоящее время инкорпорировались в казахское общество. Так, из Монголии возвратилась половина тамошних казахов, но и оставшиеся восстановили свою прежнюю численность за счет сверхвысокой рождаемости и вновь составили 120 тыс. Практически не убывает численность по причине отъезда в Казахстан узбекских и китайских казахов. Российские казахи сократили свою численность по двум причинам: за счет высокой ассимиляции русскими и татарами и иммиграции в Казахстан. Гомогенность приводит к консервативности и восстановлению утраченных черт. Оралманы расселяются по всему Казахстану, в т.ч. на Север и Восток Казахстана, и этот факт предотвращает усиление региональных особенностей. Ясно, что если не будет казахской иммиграции, усилится узбекский, таджикский и киргизский наплыв, который будет усиливать русскоязычность и сдерживать казахскую урбанизацию. Нам среднеазиатской колонизации вовсе не нужно. Таким образом, при нарастании гомогенности усиленно воспроизводятся сущностные моменты духовной и материальной культуры. Гетерогенность у казахов приобретает другую природу. Воссоединение казахов различных диаспор приводит к обогащению казахского опыта жизнедеятельности. Усиление урбанизации приводит к социализации казахов, да и расселение в русском окружении — фактор дополнительной социализации. Это есть релаксация в новой социальной среде.
Казахское региональное мессианство и Россия. Казахи не представляют непосредственной угрозы интересам России. Очевидно, казахи — наиболее продвинутый народ Центральной Азии. Успешные рыночные реформы в экономическом и социальном секторе, начавшаяся политическая и правовая реформы вызовут некую потребность, выходящую за пределы экономической и иной активности, речь идет об идеологической активности, и это будет активность в неформальной сфере. Это распространение мусульманства и тюркизма. А основной объект — российские татары. К этому времени в России появится потребность в таком вызове. В городах России образуются среднеазиатско-татарские сообщества, которые будут питательной средой нерусского сознания и нерусской духовности, аккумулировать сегрегированный дух. Будет примерно как присутствие турок в Германии. Для России это параллельное существование двух миров — мусульманского и русского. Именно безобидные проповеди мусульманского благочестия окажут разрушающее воздействие на Империю. Так уже было не раз. Это релаксация и регенерация казахского духа.
Культурный плюрализм, партикуляризм, патрон-клиентские отношения на казахской почве. Исследователями замечено, что культурный плюрализм способствует относительному заглушению горизонтальных противоречий между классами, тем самым содействуя сохранению определенной социальной устойчивости. Однако культурный плюрализм на казахской почве перерастает границы приемлемой партикулярности и превращается в самодостаточное явление, которое, качественно вызрев и став самодостаточным, может потребовать самостоятельной субъектности.
В такой обстановке она работает на обратный эффект и провоцирует явление самодостаточной субъектности, чреватой сепаратизмом. В этом случае целерациональна диверсификация этнических блоков с интеграцией и аккультурацией, называемой ассимиляция, вокруг национально-гражданского ядра. Столкновение интересов этносов и этнических блоков против ассимилирующего стержня может проявляться открыто, а иногда целиком подавляться или нейтрализовываться клиентельскими обязательствами или сотрудничеством элит.
Подобным органом и инструментом, может, и отчасти является Ассамблея народов Казахстана. Таким образом, одной из мер преодоления препятствий культурного плюрализма являются усилия по смешению этнических групп. Патрон-клиентские отношения на казахской почве существуют у казахов и этнических общин — уйгур, узбеков и корейцев. У казахов патрон-клиентские отношения выражены слабее, чем у узбеков, уйгуров и корейцев. Современный аксакализм — выражение модифицированного старого института. Реализация частной собственности на землю, появление рынка земли, развитие местного самоуправления, возрождение института мировых судей в виде суда казахских биев приведут к некоторому возрождению институтов степного государственного права. Сущность этих патрон-клиентских отношений сводится к эффективному влиянию на своих сородичей. Самый влиятельный патрон может быть не самым богатым, не самым щедрым, но должен обладать самыми лучшими связями. В обмен на свое влияние он получает услуги со стороны арендатора-фермера в форме признательного и открыто демонстрируемого почтения, что укрепляет его привилегированное положение и способствует его дальнейшему продвижению с позиций «высокого покровительства» на уровень «абсолютной власти». Узбекская махалля — классический образец местного самоуправления и является государством в государстве. Корейская корпоративность более носит характер кассы взаимопомощи, где помощь может быть выражнена в виде сотрудничества кланов, решения вопросов кадровых продвижений и положительного содействия, в том числе, по коррупционным схемам. Патрону принадлежат социально преимущественные позиции: он играет роль главного промежуточного звена, посредника между центром и периферией, являясь важным действующим лицом большинства политических процессов, он обладает правом выражения интересов, установления связей, распределения ресурсов, вынесения суждения по поводу правовых норм. Клиентизм обычно действует как консервативный фактор, поскольку он побуждает эксплуатируемого к соглашению с эксплуататором и умножает преимущества тех, кто занимает сильные позиции в системе. (Доган М., Пеласси Д. Сравнительная политическая социология. /Пер. с англ.-М.:1994,с.125,131.) Это релаксация и регенерация казахского права.
Национальная идея. Генеральная линия и стратегические задачи. Национальная идея и национальный интерес не связаны ни с какой преходящей политической формой, формой правления, партией, тем более с отдельным правителем и государством. Только преходящие задачи национальной идеи и национального интереса могут быть связаны с формой правления, партиями, отдельным правителем и государством. Национальная идея — рациональная конструкция, основывается на здравом смысле, и реализуется она часто иррациональными и отважными людьми. Главная мысль в национальной идее — значимость возобновления и репродукция духа и собственной жизнедеятельности. Высшая форма — воспроизводство национального государства, языка и духа (идеологии). В утомленных состояниях, в период колониального существования, труднее всего самосохраниться, организовать хотя бы слабое, но упорное сопротивление, замкнуться и спасти сущностные, отдельные институты, генотипы для возрождения в нужный час. Основной план — план национальной судьбы. Основной фронт — сердце и разум казаха. Идеология не наука, она требует веру. Но она рождена и является производной науки. Идеология — скорее послефилософия и посленаука, чем предфилософия и преднаука. Идеология не религия, в идеологии больше светской науки, чем в религии, она идет дальше светской науки. Национальное благо — высший критерий формы правления — монархического, олигархического и демократического. Легитимна только та политика, которая осуществляет национальное благо. Современная национальная доктрина казахов против радикализма, антисемитизма и коммунизма.

util