Автор поста
Badge blog-user
Блог
Blog author
азимбай гали

Азимбай ГАЛИ Размышления Азимбая-1 16 февpаля 2004 zonakz.net

20 Декабря 2015, 09:36

Азимбай ГАЛИ Размышления Азимбая-1 16 февpаля 2004 zonakz.net

Статистика Постов 109
Перейти в профиль
Азимбай ГАЛИ Размышления Азимбая-1 16 февpаля 2004 zonakz.net

2030 действительно роковая дата. Или мы станем независимым и уважаемым государством, или мы уйдем в историю как народ и государство. Поразмышляем по демографическому аспекту проблемы казахской государственности. За следующую четверть века нам предстоит вырасти на 4,5 млн. человек, и контрольная численность казахов должна составить 13 млн. человек. Это предельно высокая допустимая, с точки зрения самой оптимистической демографии, численность казахов в пределах Казахстана. Вполне возможно, что казахи, не дойдя до заветной численности, перейдут к депопуляции, превышению смертности над рождаемостью. Таким образом, неизбежное следствие социально-демографических закономерностей объективно ограничивает наши возможности наращивать свою численность. Законы демографии, как законы физики, объективны, их невозможно предотвратить принципиально. К 2030 году, вероятнее всего, Россия окончательно ассимилирует татар, практически исчезнут мордва, чуваши, башкиры, только горцы Кавказа будут сохранять исконно этнические признаки, но их этническое бытие будет окончательно покарежено, и здесь процессы развернуться столь же необратимо. Непросто сложится у казахов. Если они до 2010 года не завершат внедрение статуса государственного казахского языка и не осуществят мусульманскую эскалацию, то их политическое сознание перейдет в русско-сателлитарное русло, национальные импульсы деградируют до этнографического уровня.
Задачи казахской элиты. А) Укрепить государственность и сохранить территориальную целостность. Б) Укрепить дух (подразумевая язык и мусульманство). В) Сохранить нынешние темпы популяции и казахизировать Казахстан, продолжив политику добровольной и декларируемой аккультурации и ассимиляции. Этническое ядро Казахстана должно составить 13 млн. казахов. Постназарбаевская элита должна будет во многом благодарна первому президенту Казахстана за существенный задел, сделанный им в годы его правления по всем направлениям этой политики (но мы не идеализируем эту политику). В концептуальном плане первый президент реализовал праволиберальную экономическую и социальную реформы. Вызывает революционное нетерпение и неудовольствие медленная трансформация управляемой демократии к институтам гражданского общества. Либеральная демократия — конечная цель продвижения. Непрерывное, хотя и замедленное, продвижение может оказаться более продуктивным, чем революционный рывок, угрожающий перейти в откат, еще большему авторитаризму. Казахстану крайне нежелательна даже кратковременная анархия и небольшое ослабление власти. Любой значительный политический кризис управления может вызвать аннексию северо-востока Казахстана Россией, юга -Узбекистаном, юга-востока — Китаем. В реформах мы можем, в худшем случае, отстать лет на 15-20 лет, а территории потерять навсегда. Вместе с тем непроведение политических и правовых реформ заблокирует эффективность уже имеющихся экономических и социальных механизмов, что снизит темпы прироста ВВП. Было бы идеально, если бы последний, самый решающий блок реформ завершил сам Назарбаев по признанным либеральным образцам. Современная демократия подразумевает установление именно умеренных либеральных политических систем при торжестве эгалитарных западных режимов.
Еще одна важная задача. К 2030 необходимо достичь максимальной урбанизации, которая по казахам должна составить от 70 до 80% от ее численности. Урбанизация решит важнейшую проблему — социализацию казахов.
Понятие государственной необходимости — взаимоувязанная цепь задач, имеющих закономерно оправданный характер для своевременного решения целей и ценностей первейшей очередности. Понятие государственной вынужденности означает несколько замедленную или неверную реализацию назревших проблем. Как правило, вынужденные шаги делаются в экстремальных условиях и имеют худшие от ожидаемого результаты. Казахстан достаточно успешно решает задачи государственной необходимости, задач государственной вынужденности сравнительно мало. Форс — мажорные обстоятельства имели место в начале и середине 1990-х годов. Успешное экономико-социальное и политико-правовое реформирования позволяют думать об этом. То же самое можно сказать о задачах государственного строительства. Сложилась устойчивая система государственного управления, и все атрибуты независимого государства имеют существование. Задачи выработки и внедрения государственнической идеологии определяются вынужденностью. Отсутствие национальной идеологии при достаточности удачных экономических, финансовых, социальных, политических технологий делает актуальной первую задачу. Почему-то Запад не показывает позитивного отношения к этому проекту. Именно поэтому мы сочли резонным заняться проблемой национальной идеологии.
Узбекская колонизация Казахстана. Когда-то узбеки были казахами. Это было в 15 веке. Потом казахи (они же узбеки) узбекизировали Узбекистан. Невозможно динамичное развитие Казахстана без быстрого воспроизводства рабочей силы. Следует отметить, что только достигнув 60% показателя казахской урбанизации, можно приступить к приему избыточного узбекского и киргизского населения. Только лет через 10-15, после достижения приемлемого уровня урбанизации, узбекская и киргизская иммиграция перестанет быть чреватой для судьбы Казахстана. Иначе узбеки и киргизы в русскоязычном Казахстане пополнят русскоязычное городское население, и тогда дальнейшая русификация казахов станет делом времени. Следует напрочь предостеречь от кавказских иммигрантов, которые русскоязычны, имеют меньший опыт сотрудничества с коренным населением и хуже адаптируются к этнополитическим реалиям Казахстана. Казахи имеют горький опыт межнациональных столкновений 1989 года. Негативные последствия иммиграции в городе, превратившейся в колонизацию северо-кавказцами городов Шевченко и Нового Узеня, вызвали угрозу сепарации территории и отчуждения коренного населения от рабочих мест. Таким образом, возможна аккультурация и ассимиляция этносов, имеющих общие историко-культурные компоненты. Наиболее приемлемая форма — сельская сезонная иммиграция, часть лояльных сельских иммигрантов может получить в случае брачных прецедентов вид на постоянное жительство с последующим принятием гражданства. Сельская сезонная иммиграция узбекских и киргизских граждан будет усиливать казахский лингофон, будет ускорять внутреннюю миграцию казахов в города и северные и восточные области. Это обстоятельство ускорит миксацию казахского населения в пределах Казахстана. В свою очередь, миксация ослабит регионализм и этнографические трайбы у казахов. Заселение казахами городов севера и северо-востока Казахстана предотвратит сепаратизм и нивелирует внутриказахские особенности. Наибольшее число оралманов может дать Узбекистан. Руководство Китая, видимо, не заинтересовано в самодостаточном Казахстане, не хочет национального возрождения казахов, поэтому крайне скупо отпускает оралманов из Поднебесной. Видимо, там взят курс на ассимиляцию не только уйгуров, но и казахов. Монголия будет перманентным иммиграционным донором Казахстана, но 100-120 тысяч тамошних казахов являются только малым подспорьем, вместе с тем нельзя игнорировать и этот ресурс.
Китайский университет в Актобе и Арабский университет в Кокшетау. В отношении Китая существует два предубеждения: первое — недооценка, второе — страх перед китайским фактором и его демонизация. Если первое граничит с шапкозакидательством, вроде того что Китай безнадежно отстал от Запада технологически, китайский товар некачествен изначально. Вред демонизации заключается в том, что отрицает всякую возможность сотрудничества. Ответ наш таков: с Китаем надо торговать, сотрудничать и дружить не меньше, чем с Россией. Предлагаю китайским властям обговорить с Казахстаном вопрос об открытии в Актобе Китайского технологического университета, где обучали бы казахских инженеров, например, нефтяников, специалистов по различным техническим специальностям, овладевали бы китайскими финансовыми, торговыми, туристическими, даже кулинарными технологиями, учились бы у китайских профессоров, в первую очередь, основной обучаемый контингент — казахские студенты из Китая. Идея Арабского университета не нова. Арабский мир для Казахстана значим не только конфессионально и дипломатически. Арабские государства являются не последними финансовыми донорами для Казахстана. У арабов есть чему поучиться. Арабские эмираты подали удачный пример диверсификации нефтяных доходов. Сегодняшний арабский мир вовсе другой, чем десять лет тому назад. Нет саддамовского агрессивного Ирака, сама Саудовская Аравия борется не легитимным вахаббизмом, Сирия не экспортирует социализм, Ливия -уже не государство-изгой, а самое главное — нет арабского социализма и Советского Союза-пособника псевдомусульманского радикализма. Почему Арабский университет нужно расположить в Кокшетау. Этот город близко расположен к России. На севере Казахстана живут множество татар, башкир, северокавказских мусульман, да и сами казахи получат новую возможность приобщиться к чистым истокам ислама.
Идет процесс демографического и миграционного «сжатия», и он вызовет высвобождение энергии- «взрыв». Когда этнос сжимается, он укрепляется, и такая ситуация у нас не исключение. Покидая Монголию, Китай, Узбекистан и Туркмению, казахи оставляют обжитую территорию, уступая ее оставшимся нациям. Часть казахов в местах постоянного проживания предпочла остаться там, согласилась на ассимиляцию и поглощение титульным этносом. Эта фракция казахов практически потеряна для нации. Уезжают преимущественно энергичные и амбициозные, одержимые национальной и социальной идеей. Благодаря воздействию оралманов в казахском этносе наблюдаются дополнительные национальные импульсы. Воссоединение и преумножение народа приводит к возрастанию пассионарного пыла народа. Эффект «сжатия» обычно приводит к «взрыву» этноса. Как правило, потенциальная энергия может и должна быть направляема и использована для позитивной работы. Таковыми последствиями может стать ренессанс национальной жизни. Миграционное воссоединение казахов будет в определенной степени стабилизировать естественный прирост, хотя нельзя его переоценивать. Одновременно идет процесс сокращения межнациональной мозаичности казахов и межнациональной чересполосицы. Вместо прежних казахских анклавов на севере и северо-востоке страны появляются сплошные казахские массивы. Районы сплошного казахского проживания будут удешевлять рабочую силу. Последнее обстоятельство будет стимулировать внутренние миграции и продвижение населения в перспективные регионы. Если к 2030 году мы придем сильными и достаточно многочисленными, то с нами будут считаться, уважать и не смогут нас порвать на части.
Казахи за пределами Казахстана должны держаться этнополитическими и социально-экономическими общинами. Если казахам Китая не дают вернуться на родину, то следует продвигаться в район Шанхая, Сянгана и Тайваня. В США и в Западной Европе держаться крупных городов. Казахам нужно брать пример с еврейских, китайских, армянских, турецких и русских эмигрантских общин. Каждый казах должен помнить об исторической родине. И еще, потерять государственность и язык легче, чем ее восстановить, помните об этом.
util