Автор поста
Badge blog-user
Блог
Blog author
азимбай гали

Азимбай ГАЛИ Откровение от Азимбая

5 February 2016, 10:19

Азимбай ГАЛИ Откровение от Азимбая

Статистика Постов 109
Перейти в профиль
Азимбай ГАЛИ Откровение от Азимбая 4 сентябpя 2003 zonakz.net

Откровение первое: «хитрости казахов». Казахи отнюдь не наивные люди. Они прошли школу государственничества, начиная со второго века до нашей эры (государство уйсуней, кангюй), трагедию, торжество и вновь трагедию тюркских государств в окружении мощнейших враждебных государств. Это им помогло. Элита стала еще более искушенной. История предказахского государства — неудавшийся замысел — мятеж Жоши (Джучи) против империи Чингиз хана, государство Орыс хана и, наконец, собственно казахского государства в середине 15 века — тому свидетельство.

1. Казахи сохранились как этнос и нация, несмотря на политику персизации (таджикизации), арабизации, монголизации, джунгаризации, русификации и татаризации, несмотря на политику намеренного физического истребления, насильственной ассимиляции и этнополитической деградации.

2. Казахи трансформировались в нацию, преодолели дискрептивы: остатки и предрассудки аграрного сознания и быта.

3. Казахи построили из квазигосударства 1920-1991 гг. настоящее национальное государство.

4. Национальное сознание казахов релаксировалось и успешно преодолевает последствия подколониального сознания, коммунизма и социального иждивенчества.

5. В 1970-2003 годы казахи заместили в Казахстане около 3 млн. европейцев, бывших опорой колониального режима царской и советской поры, без серьезных межэтнических противоречий.

Суть казахской «хитрости» заключалась, во-первых, в достаточной эластичности и быстрой реакции на конъюктурные моменты и переимчивости элиты к установкам метрополии. Надо отдать должное способности казахской элиты и истеблишмента решать вопросы методом консенсуса. Во-вторых, в умении защитить внутренние рынки через проведение политики импортозамещения чужих товаров и услуг, но и защиты от духовной экспансии в интеллектуальной, художественной и идеологической сфере. В-третьих, казахами осуществляется системная политика ассимиляции. Уже 80% узбеков, турок, уйгуров (по переписи 1999 года) свободно владеют казахским языком, с середины 1990-х годов обеспечена гражданская политическая лояльность населения. В-четвертых, казахи всему быстро научились и контролируют ситуацию в стране. Они провели самую шоковую и радикальную праволиберальную из экономических и социальных реформ на пространстве СНГ и превзошли тем самым своих недавних учителей — русских, теперь с тем же пылом принялись за политические и правовые реформы, думаю, что и с этим справятся успешно. В-пятых, казахи собирают по всему миру казахскую диаспору и укрепляют свое пошатнувшееся демографическое настоящее. Они не удовлетворены почти стотысячным казахским естественным приростом. Похоже, правящие круги хорошо понимают, что в условиях демографического давления многонаселенных соседей не смогут удержать государственность без существенного подселения за счет репатриации. Уже переселена половина монгольских казахов, начата новая волна репатриациии казахов Узбекистана и Китая. В-шестых, узбеки, таджики, киргизы стали батраками казахов. Такого не было за всю многовековую историю казахов. Обратное было. Вместе с тем казахская элита сдерживает приток, удерживая его в незаконном русле, особенно ограничивая его в городах. Незаконные иммигранты перешли на возделывание большей части трудоемких культур — хлопка, винограда, табака. Иммигранты заняты на стройках в частном секторе. Практически в этих сферах замещается труд женщин и подростков, что чрезвычайно было распространено в советское время.
О чем помышляют казахи. После казахизации Казахстана предполагается демографическая экспансия в расположения казахской ирреденты и распространение там идей мусульманства, казахскости и пантюркизма. Если в конце 19-го — начале 20-го века это делали татары, то теперь эта миссия станет по силам казахам: консолидация тюрко-мусульманского населения Кавказа, Поволжья, Сибири только по силам казахским мусульманским проповедникам с горящими глазами. Я их видел. У них часто в тщедушном теле скрывается богатырский дух. Они по-восточному интеллигентны, по-казахски живучи. Всякое физическое насилие над ними придает им силу и увеличивает число их сторонников.
Откровение второе: о казахской духовности. В Казахстане сейчас более 1 400 мечетей. Такого числа мечетей у казахов не было за всю 1000-летнюю историю государственного ислама в Казахстане. Хотя официальный клир сильно коррумпирован, но становится все больше уже упомянутых мной казахских мусульманских «проповедников с горящими глазами». И в казахских низах, и в казахских верхах идут споры о символах веры. Казахи не оспаривают, а взаимно изощряются в познании основ, потом состоится переход от фундаментальных основ к основам таинств культа. Ислам в Казахстане будет нарастать, углубляться и расширяться. Мы будем свидетелями, как молодая нация примется за реформирование и ревизирование собственных духовных и утилитарных ценностей. В недалеком будущем казахская культура и духовность будут значительно более мусульманскими, чем сейчас. Мусульманское духовенство будет определять и цензурировать казахскую идеологию, регламентировать быт и нравственность, станет незыблемым и непререкаемым авторитетом. Особенно будет сильно влияние неформального духовенства. Мусульманскае духовенство станет не только нравственной силой, но и станет достаточной финансовой, политической и идеологической силой и субъектом политики. Имамы и известные суфии будут благославлять Правительство и подвергать анафеме и отлучать от мусульманства известных политиков. Население разделится на две части: «добрый мусульманин», «плохой мусульманин». Попадание политиков во вторую категорию будет означать реальное отлучение от большой политики. Это будет означать, что социальный мусульманский контроль станет существенным внутренним регулятором.
Откровение третье: драма шала-казахов. Большая их часть под давлением лингвистической казахизации и нарастания гражданского неэтнического национализма возвратится, подобно блудным сыновьям, часть их станет известными и даже ретивыми адептами новой торжествующей идеологии. Примерно 2-3% русифицируется, покинет пределы Казахстана и окончательно сгинет. Природа казахского маргинализма в лице шала-казахов была изначально противоречива. Шала-казахи не против казахской государственности, но против казахского языка как государственного. Их лингвистическая стихия — чужое поле, где их не принимают лингвобратья, а этнобратья их отчуждают за лингводиссидентство. Шала-казахи канут в «Лету», как только спадет актуальность и возможность политического вмешательства в дела Казахстана со стороны России.
Откровение четвертое: казахи — урбанистский и буржуазный этнос. Казахи стали богатыми, как советские грузины, как эстонцы гордыми за себя. Если казахи в советское время видели свою национальную задачу — учиться у русских и учиться русскому языку (якобы к этому призывал Абай), еще в начале эпохи суверенитета продолжали уничижать себя в сравнении с «более продвинутыми нациями» узбеками и татарами (якобы это отметил Абай), наконец, теперь новое явление — возродилось былое чувство самодостаточности и произошло возвращение к мусульманским ценностям (Абай, действительно, учил истинному мусульманству). Итак, более половины казахов переселелись в города, они же составляют половину горожан. Это громадная качественная подвижка, она также — эффект качественного прироста. Изменяются психология и национальная ментальность: простодушие казахов сменилось казахским буржуазным индивидуализмом — несомненным признаком зрелости нации.

Азимбай ГАЛИ Откровение от Азимбая: кризисы и взлеты идентичности у казахов
10 сентябpя 2003 zonakz.net
Откровение первое: кризисы идентичности. Кризисы идентичности в истории больших и малых наций — явление обыкновенное. Исторические и самодостаточные нации эти кризисы преодолевают и выходят из них окрепшими. Есть кризисы по характеру и последствиям вроде как «детские болезни», есть кризисы более системные с глубокими последствиями, они вызывают так называемые хронические исторические последствия. Так, Крестьянская война в Германии в Средние века привела к конфессиональному раздроблению немцев, что в немалой степени способствовало замедлению объединения этой страны. В свою очередь, французы преодолели кризис конфессиональной идентичности через Варфоломеевскую ночь и религиозную нетерпимость к протестантам. Так, французы сохранили унитарность своего государства и духа. В Российской истории русские были особо щепетильны к религиозным расколам: действовали обычно не только уговорами прекратить раскол — выжигали и выселяли раскольников. Серьезный кризис идентичности произошел в 12-14 веках в пост- Древнерусском государстве. На несколько веков произошла потеря суверенитета. Некогда единое государство разделилось на нации белорусов, украинцев и великороссов. Процесс диверсификации привел к образованию новых этнополитических субъектов, развитие врозь оказалось более продуктивным, чем раздрай внутренне непримиримых взаимоотчуждаемых этнонациональных организмов.Следующий кризис произошел в конце 15- в начале 16 веков. Русские на некоторое время потеряли независимость, но нация консолидировалась и смута была преодолена. Два последних кризиса в русской истории: русские революции, перевороты и гражданские войны в 1905-1907гг. и в 1917-1921гг. К 1918 г. Россия теряет Прибалтику, Сахалин, Польшу и Финляндию.
Последний кризис русской идентичности произошел в 1991-м году. От советской России (называемой СССР) отпали так называемые союзные республики и страны Варшавского договора. Однако русские преодолели и этот кризис и сохранили остальную часть империи, предотвратив дальнейший ее развал.
Историческая судьба заставила и научила казахов преодолевать общенациональные кризисы. Первым кризисом идентичности был кризис и смута после смерти великого хана Касыма. В период правления ханов Мамаша, Тахира, Буйдаша, Ходжа Мухамеда, Тогыма происходит глубокий общенациональный кризис. Отец казахской истории Мухамед Хайдар Дулати опрометчиво констатировал о уничтожение казахов. Поражение 1537 года резко ослабило казахов, но смерти нации не произошло. Второй системный кризис происходит при Хане Тауке. Последнему общеказахскому хану Болату фактически перестали подчиняться. Казахстан распадался на жузы во главе с удельными ханами. Отдельные ханы стали распродавать суверенитет всем соседним ханствам. Так, хан Младшего жуза Абулхаир признал свое подданство не только перед Россией, но перед ханом волжских калмыков Аюкой (тот, в свою очередь, был подданным России), Иранским Надир шахом, Джунгарским хунтайджи, Цинской империей, а некоторым из перечисленных дал по две присяги. Прав был А.Левшин, когда говорил, что казахские владетели дают присяги смотря по-необходимости. Пик кризиса идентичности приходится на период «Актабан-Шубырынды» — 1723-1727 годы. Казахи потерпели сокрушительное поражение от джунгар, недавних подданных. Этот кризис завершился потерей государственной независимости. Следующий кризис происходит после поражения национально-освободительного движения 1916-1918гг. Движение Сопротивления 1916 года выросло в армию государства Алаш-Орда, которое потерпело поражение в конце 1918 года. Разгром правительственной армии Алаш-Орды Красной Армией привел к установлению большевистской диктатуры в Казахстане. Голод 1921 и 1928-1934 годов завершил полномасштабный кризис казахской идентичности. Но казахи как нация не сгинули, а вновь возродились к 1936 году. Однако состояние рецессии национальной идентичности длилось до середины 1940-х годов. Снова начинается новый духовный, демографический, социальный подъем. Наблюдаем консолидацию национальной элиты при Ж.Шаяхметове (1946-1954гг.), а затем при Д.Кунаеве (1960-1962,1964-1986гг.). Декабрьское 1986 г. поражение казахской элиты отразило необходимость обновления правящей верхушки и привело к частичной ротации властной вертикали. Каждый кризис обновлял элиту, нация приобретала необходимый опыт политического управления. Что касается казахской нации, то кризисы научили ее быть живучей, вместе с тем казахи, вызревая и социализируясь, стали достаточно скрытными и смогли выработать внутренний органический механизм саморегуляции и прагматизм. Это называется политической искушенностью и опытом.
Откровение второе: взлеты идентичности. Каждая состоявшаяся нация имеет этапы подъема, чередование целых циклов от возрождения после предыдущего сокрушительного поражения. Скажем, в истории России подъем от Ивана III до Ивана IV Грозного, затем после смутного времени — новый подъем, Петровская Россия и расцвет России времен Екатерины II. Подъем России идет беспрерывно от Александра I до Николая II. В истории казахов первый подъем приходится на период правления казахских ханов Керея и Жаныбека. При Жаныбеке Великолепном (Аз -Жаныбек) Казахское государство простиралось от Жетысу и Заиртышья до Кубани включительно, к тому же существовало анклавное казахское государство на территории современного Азербайджана. Так образуется государство Алты Алаш, куда входили, кроме казахов (три жуза), киргизы, ногаи и каракалпаки. При Бурындыке (Мурындык) и Касыме Казахское ханство расцветает и уже известно западному и восточному миру. Второй взлет происходит при Хакназаре, который восстановил могущество Казахии. На этом этапе подъема всенародно избранные всеказахские ханы Шыгай, Тауекел, Есим, Жангир и Тауке в практике государственного строительства реализовали подъем пассионарного ресурса Казахского государства. Новые подъемы казахской идентичности происходили в период правления Абылай хана и Кенесары хана и в период действия правительства «Алаш Орды», однако ни Абылай, ни Кенесары, ни правительство «Алаш Орды» не охватило своей властью территорию всего Казахстана. Последний, до конца не завершенный исторический эпизод подъема национальной идентичности, происходит в период правления Президента Нурсултана. Он расширил до небывалых размеров объемы и полномочия высшей исполнительной власти, что было не характерно для казахской политической системы. Однако Президент Нурсултан употребил свою власть для реализации продвинутых экономических и социальных реформ, на более позднем этапе он задумал правовые и политические реформы. Преобразования президента Нурсултана обеспечили достаточный восстановительный прирост, к 2004 году экономический потенциал превзошел уровень 1991 года. Соотечественники высоко оценивали президента Нурсултана, хотя упрекали его в авторитаризме и нереализации государственного языка.

Азимбай ГАЛИ Откровение от Азимбая: «казахские домыслы и русские тайны»
3 октябpя 2003 zonakz.net
Отношение казахов к русским. Казахи отнюдь не наивные люди. Много написано о казахах трогательно сентиментального, да не вся правда в них. В них казахи предстают неизменными друзьями и союзниками русских, прямыми, честными и гостеприимными. Пред нами предстает некий народ — добряк, неотступно следующий указаниям старшего брата, который, в свою очередь, благороден и также благодарен последнему. Казахи как сформировавшаяся нация начали контактировать с русскими во времена Хакназар-хана. Сговор двух владык, Ивана IV с Хакназаром, заключался в неподдержке шейбанидского движения Сопротивления, он привел к разделу сперва Казанского ханства, потом Астраханского и Сибирского ханств. При разделе татарского наследства русские беспрепятственно двигались на Восток. Для казахской элиты (династия Орысхана) ненависть к шейбанидам была сильнее ненависти к неверным. Прагматический расчет показывал: для Великой Казахии (государство Алты Алаш) тактически выгоднее разгром военно-политических соперников в лице Казанского, Астраханского и Сибирского ханств, Ногайская Орда могла бы стать частью государства Алты Алаш, только будучи ослабленной. Так продвижение России выглядело более предпочтительным, нежели абстрактная опасность соседства с Россией. Реально казахи прибирали скот, имущество и новых подданных после разгрома русскими шейбанидской династии. К этому времени казахская элита имела военно-политический опыт взаимодействия в войнах и воинских союзов Золотой Орды с Московским государством. Контрфактический сценарий подсказывает, что казахи могли вернуть потерянное и отбросить Московию от Едиля (Итиля), Камы и Кубани в период «смутного времени», скажем в 1598-1628 гг., но тогда казахи завязли в интригах с катаганами, джунгарами и новыми узбеками. Был соблазн закрепить за собой Ташкент, подчинив калмаков (джунгаров) и отбросив новую Узбекию в пределы Самаркандского округа. Все предпосылки такого исхода были налицо, военное преимущество (казахи применяли «огненный бой» — ружья, использовали окопы и залповый огонь из засад), но существовал досадный субъективный момент: Енсегей бойлы Ер Есим хан часто болел, военную инициативу иногда проялял его сын султан Салкам Жангир. Время упущено. Великое княжество Московия стала царством, Джунгария окончательно вышла из подчинения и стала сама угрожать казахам, военное счастье стало покидать казахов уже при Тауке Мудром хане. Характер казахско-русских отношений менялся от военного партнерства до вассалитета. Отношение к русским у высшей политической элиты было настороженно враждебным, постепенно оно меняется до ситуативно вассалитетного и, наконец, трансформируется до ситуативно верноподданного и полностью верноподданного. Периодически казахи восставали, а русские деловито истребляли их и заселяли земли. Русским такие верноподданные не были нужны.
Отношение русских к казахам. Русским нужны территории, русские росли достаточно быстро для хищнического земледельческого, охотнического промысла. Экстенсивный смысл хозяйства русских вызывал низкую хозяйственную емкость новых территорий и мотивировал новые земельные и территориальные изыскания. Русские как миссионерская и клерикальная нация обычно руководствовались конфессиональными мотивами истребления инородцев. Казахи, в отличие от остяков и других сибирских народов, не поддавались христианизации, это было доводом в пользу истребления последних. Таковым было отношение русских к казахам на протяжении от времен Абылхаира до декабрьских событий 1986 года. Истинно русское настроение по отношению к казахам было удивительно неизменным. Если вы почитаете русских ученых 18-19 веков, то получите такую картину: ханы и султаны вероломны, горазды на взятки, народ вороватый и нерелигиозный (примитивной магометанской веры), мужчины ленивы, женщины блудливы, дети бестолковы. (Русские исследователи XYIII века о казахах. — Алтын Орда, 1 февраля 2002 года. Объем — 0,3 п.л. — На казахском языке.) Если сравните эти высказывания с некоторыми публикациями в союзной и республиканской печати после 1986 года, то убедитесь сами.
Выводы:
1) нельзя идеализировать прошлое, настоящее и будущее этих двух народов — казахов и русских, даже из благих побуждений;
2) эти два народа — казахи и русские — составляют разные расы (казахи — монголоиды, русские — европеоиды) и разные антропологические типы, которые разнятся визуально;
3) эти два народа — казахи и русские — разнятся конфессионально (казахи — мусульмане, русские — христиане), христианский и мусульманский мир в настоящее время снова переживают период конфронтации. Прежнее классово-военно-блоковое противостояние советской эпохи сменилось после событий 11 сентября в США цивилизационным противостоянием, ислам понимается как идеология этой самой противостоящей цивилизации;
4) эти два народа — казахи и русские — имеют груз имперского прошлого, одни алкают прошлое, другие не хотят возвращения этого прошлого ни в каком виде. Это серьезное препятствие для выстраивания новых равноправных отношений;
5) эти два народа — казахи и русские — учредители государств, которые объективно конкурируют на внешних и внутренних рынках. Так, на внешних рынках и Казахстан, и Россия торгуют нефтью, газом, черными и цветными металлами, углем, а в последние годы — хлебом. На внутреннем рынке Казахстан предполагает заместить российское мясо, колбасу, молоко, водку, производство которого наращивается. На рынке внутренних услуг вытесняются русские школы, классы и русский язык. Вместе с эмигрирующей паствой сокращается поле православия, сами казахи все более исламизируются и дерусифицируются;
6) эти два народа — казахи и русские — взаимно отчуждаются идеологией жириновских, козловых, нарочницких, затулиных и многих других, в т.ч. с казахской стороны, а также погромами кладбищ и бытовым национализмом бритоголовых.
Как жить дальше. Считать отошения нормальными и не ухудшать их дальше. Каждая сторона должна строго следовать прагматическому началу. Помнить, что собственные интересы этих двух народов — казахов и русских — залог дальнейшей верной дружбы.

util