Автор поста
Badge blog-user
Блог
Blog author
азимбай гали

Азимбай ГАЛИ Казахские мотивы: контуры национальной политики

5 February 2016, 10:37

Азимбай ГАЛИ Казахские мотивы: контуры национальной политики

Статистика Постов 109
Перейти в профиль
Азимбай ГАЛИ Казахские мотивы: контуры национальной политики
23 июля 2003 zonakz.net
Провозглашение национальной идеологии и задач национальной политики заключается в переходе к политике национальной интеграции и добровольной ассимиляции...
Одним из нерешенных вопросов современного Казахстана являются идеологические парадигмы и конечные результаты национальных отношений: рычаги, принципы и приоритеты должны быть заявлены.
Принципы национальной политики: транспарентность, соответствие нормам правового государства, гражданского общества, непротиворечие с нормами международного права, с Конституцией собственной страны. Признание государственного языка как основного инструмента государственного функционирования, государственничества, как фундаментального принципа национальной идеологии.
Итак. В идеале Казахстан провозглашает национальную интеграцию и добровольную ассимиляцию как перманентную цель. Объективно в казахском полиэтническом котле (в Казахстане нет межнациональных отношений, потому что нет государственных образований) варится сплав, складывается новая национальная интеграция. Сами казахи исторически вобрали в себя племена, некогда имевшие собственные государственные образования, — уйсуни, канглы, кипчаки, кереи, найманы, мангыты (ногаи) и др. Уже в 15 веке у казахов национальное сознание было выше племенного сознания. И то правда. В казахской среде растворились значительные массивы калмыков, киргизов, сартов, чалаказаков, которые зафиксированы в материалах генеалогических преданий. Еще в 19 веке некоторая часть русских казаков настолько ассимилировались, что вели кочевой образ жизни, жили в казахских юртах и говорили между собой по-казахски.
Провозглашение национальной идеологии и задач национальной политики заключается в переходе к политике национальной интеграции и добровольной ассимиляции. Этот процесс развивается объективно, его конечная цель — достижение государственной устойчивости и политической лояльности на основе реализации государственного языка и национальных интересов.
Высшими ценностями национальной идеологии являются:
а) государственный язык;
б) традиционная религия;
в) национальное государство.
Пути реализации ценностей:
1. Переход от этноцентризма к лингвацентризму.
2. Демократизация негосударственных институтов, в первую очередь исламского конфессионального Института, выборы имамов, требование прозрачности финансовых потоков, наделение мечетей землей, правом ведения хозяйственной и благотворительной деятельности.
3. Завершение деколонизационных мероприятий.
4. Импортозамещение и стимулирование национального производителя в экономике, на рынке труда, на рынке духовной продукции, защита образовательного пространства, научного пространства, стимулирование искусства, национального телевидения, печати.
Эти задачи могут быть реализованы усилиями активных политических субъектов:
1. Национальная интеллигенция (светская) праволиберального политического спектра.
2. Мусульманский клир-религиозные функционеры, муллы.
3. Национальная либеральная буржуазия.
4. Студенты-активисты и молодые преподаватели казахских отделений, религиозных мусульманских учебных заведений.
Позитивные факторы:
— Осуществление политической и правовой реформы.
— Урбанизация и массовый прилив в города безземельных и малоземельных крестьян.
— Консолидация и усиление влияния казахоязычных и промусульмански настроенного населения на политику.
Негативные факторы:
— Активизация влияния России на процессы внутренней политики, попытки расширения агентов российского влияния.
— Активизация олигархических групп и стимулирования работы против государственного языка.
Этапы достижения лояльности, добровольной ассимиляции и национальной интеграции:
— Признание гражданской идентификации Республики Казахстан. Реализация лояльности к политической системе Казахстана. Этап политической и гражданской ассимиляции уже завершен.
— Языковая ассимиляция, овладение, наряду с родным языком, государственным языком, достижение лингвистической лояльности.
— Национальная и этнокультурная идентичность и полная лояльность. Отождествление этносами Казахстана самих себя как субэтносов казахской нации. Завершение ассимиляционных процессов и полная интеграция в казахский народ. Национальность — казах, а по происхождению узбек, русский, немец и т.д.
Государство, декларировав цели национальной политики, должно обеспечить реализацию гражданских прав для успешного овладения государственным языком, инвестировав значительные средства на реформирование школы, материальное обеспечение реформ, методическое обеспечение программ.
1. Начальная школа, национальная программа (с 1 по 5 классы) — обучение на родном языке для желающих этнических общин — русских, украинцев, немцев, узбеков, уйгуров, турок, азербайджанцев, чеченцев, дунган и др. Расширенное преподавание казахского языка и литературы и достижение свободного знания государственного языка.
2. Средняя школа, республиканская программа (с 6 по 11 классы). Введение в национальной школе ряда предметов на государственном языке.
3. Высшая школа. Республиканская программа ведения большего числа предметов на государственном языке.
Я изложил только контуры и только собственное мнение, хотелось бы услышать суждения на эту тему.

Азимбай ГАЛИ Казахские мотивы: спорные суждения на заданную тему
29 июля 2003 zonakz.net
Чему мы должны, а чему не должны учиться у русских
Исторические народы — это народы, реализовавшие и сохранившие (восстановившие) национальную государственность.1867-1868 гг. — Казахстан полностью становится колонией России. Национально-освободительное движение было кровопролитным и беспрерывным. Это было движением Сопротивления. В 1918 году организовалось государство Алаш-Орда, которое вскоре погибло под ударами советской России. В 1920 году создано квазигосударство КАССР — автономная советская социалистическая республика, в которой в 1924 году объединились 90 процентов казахов. В 1936 году КАССР становится Союзной республикой, её статус был повышен, позднее именно этот статус в 1991 году позволил республике реализовать право на суверенитет.
Самодостаточные народы — это народы, сумевшие реализовать суверенную государственность. Самодостаточные народы имеют сильную политическую, военную, творческую (художественную) элиту. Государство самодостаточного народа имеет геополитическую устойчивость, имеет собственную нишу в международном рынке сырья, товаров, услуг. Самодостаточные народы имеют национальную идеологию, одну из мировых религий, которые они трансформировали в национальную религию. На этапе государствообразования этническая инфраструктура этноса превращается в государственную, общенациональную инфраструктуру этого государства. В это же время происходит деколонизация и декоммунизация в Казахстане. этот процесс проходил мягко, его ход был бархатным.
Цивилизационная инициатива в колониальную эпоху принадлежала русским. Это была жесткая и даже жестокая цивилизация. Социализация казахского этноса привела к гибели немалой части казахов, растеряна часть культурного наследия, но вместе с тем преодолены дискрептивы, произошли объективные и субъективные позитивные преобразования. Примерно в 1991-1997 годы происходит переход цивилизационной инициативы к казахам, а именно к казахам — алматинцам. Их инновационная активность способствовала реализации проекта новой столицы и проведению успешных экономических и социальных реформ. Казахи-алмаатинцы инициируют теперь реформы правовые и политические.
Чему мы должны учиться у русских. Русский человек идеологичен. Неверно суждение о том, что русский человек безбожен и нерелигиозен. Православие пронизывает всё русское существование как личности, его уклад семейной и хозяйственной жизни, духовного развития. Другая его черта — он всегда державник. Русский человек остается им и в Китае, США, во Франции, тем более в «бывших союзных республиках», здесь он принципиально русскоязычен и православен. Согласитесь, есть, что нам у них перенять.
Чему мы не должны учиться у русских. Русский человек милитаристичен. Издавна русские делились на мужей и мужиков. По-видимому, первые составляли истеблишмент и элиту, вторые — тягло. Государственные мужи делились на военное и гражданское сословие. Первые явно преобладали над вторыми. Эти и другие факторы наложили на них известный отпечаток. Так, для решения сложных и простых дел используется метод мобилизации. Поэтому роль государства и царя (императора, президента) в стране имеет важнейшее значение. Ради сохранения государственной целостности русский человек пойдет на величайшие собственные лишения и жертвы, тем более не остановится перед истреблением инородцев. Так были истреблены ногайцы в 18-19 веках, по этому принципу ведутся две последние чеченские войны.
Консенсусность — черта государственного строя средневековых казахов. И государственные дела и межродовые дела казахи решали в ходе долгих дебатов, но зато решали обстоятельно и с учетом интересов всех сторон.
Военная и религиозная этика казахов. Казахи были и воинственны, и набожны. Казах—воин в бою малоэмоционален, организован и практичен. Он не бравирует, но к смерти относится, как к несчастью. Он экономен к собственной жизни и жизни соратников. Казах в бою врага порубит, помолится по душам погибших всех мусульман, засыпает сном охотника, он не боится крови.
Упование на устный аргумент. Если для немца законопослушность связана со ссылкой на писаный закон, а для англичанина — доказательство писаного прецедента, то казаху достаточен устный аргумент, ссылка на степное государственное право или просто весомый устный аргумент из обычного права был для казаха обязателен к исполнению.
Сокрализация власти. Для казаха власть важна. Он обращается к ней (к исполнительной власти) в безвыходный ситуации для мобилизации. Но власть (представителей исполнительной ветви власти — Единый хан, удельные ханы, султаны, батыры) для казаха не абсолют, только в военной обстановке, в условиях реальной угрозы или интереса военного похода (военной поживы), все остальные вопросы внутренней жизни казах решает в рабочем порядке через встречи родовых вождей. Решения судебной власти выполняются оперативно, казахский суд также консенсусный, стороны судебного процесса взаимно удовлетворяются решением суда. Казахский суд биев не зависел от исполнительной власти. Законодательная власть не ограничивает власть Единого хана в военном и оперативном плане, но добивается контроля за действиями исполнительной власти через лимитирование расходной части организации военного похода. Если военный поход был удачен, то военные трофеи покрывали расходы военного похода, но так происходило не всегда. Если Единый казахский хан был неудачлив, то мог быть подвергнут импичменту (повод всегда можно было найти), или же он погибал в поединке-жекпе-жек как предводитель войска. Казахи не травили своих ханов, как узбеки, они обычно погибали в жекпе-жек.
И русский, и казах жертвенны для власти. Но русский таковой почти подсознательно и неосознанно, его жертвенность стоическая. Русский готов всем миром терпеть нужду и лишения во имя державы. Но он готов всем миром восстать против большого непорядка, он готов исправить и малый непорядок. Казах более свободен и индивидуален, он самостоятелен и снисходителен к власти. Возможно, потому что он не пережил ни классическое рабство, ни крепостное право. Кочевой аул насчитывает 25-30 человек (вместе со стариками и детьми), он рассыпан на огромной территории, поэтому здесь невозможно развести бюрократический аппарат, слаб социальный контроль.
Комплиментарность — несомненная черта казахов. Казахи жестоки в бою, беззлобны к пленным (позже они становятся соплеменниками), у казахов не было противостояния внутри этноса.
Теория официальной народности у казахов. Высшие ценности у казахов — государство, язык и мусульманство. Эти приоритеты могут стать основой для казахской официальной идеологии.
Что изменилось в нас. Казахи за последние десять лет стали меньше пить. Этот факт замечен органами МВД РК. Алкоголизация отступает. Второе — резкое снизилось социальное упование на государство. Третье — сократились внутренние склоки, разрешаемые через анонимки. Всё это происходит под воздействием влияния мусульманства, рыночных реформ, демократических процессов.





util