Автор поста
Badge blog-user
Блог
Blog author
азимбай гали

От этноцентризма к лингвоцентризму: простота замысла и сложность исполнения

16 Декабря 2015, 19:16

От этноцентризма к лингвоцентризму: простота замысла и сложность исполнения

Статистика Постов 109
Перейти в профиль
Азимбай ГАЛИ, доктор исторических наук, политолог [

От этноцентризма к лингвоцентризму: простота замысла и сложность исполнения


"...положение с казахским языком, пожалуй, единственный невыполненный казахский политический наказ Президенту страны"

Постановка проблемы. Ситуация с не реализацией государственного языка становится угрожающей для будущего этого языка. Упущение политической инициативы в первое десятилетие привело к усилению инерционной силы русского языка, который продолжает вытеснять казахский на его же поле. Действует правило либерийского феномена (В 1847 году освободившиеся от рабства негры США образовали Республику Либерию на западном побережье Африки, однако через некоторое время поселенцы восстановили рабство, поработив местное население, сами стали рабовладельцами), при этом усиливается и другой угрожающий феномен — ирландский. В состоянии эскалации угроз необходима объективистская оценка сложившейся ситуации. Нужны новые схемы и идеологические и теоретические парадигмы, а также практически апробированный опыт по преодолению сложившихся реальностей. Ясно одно: если казахский язык не станет де-факто государственным, то он будет умирать.

Либерийский и ирландский феномены как угрозы. Суть либерийского феномена сводится к тому, что после реализации суверенитета у власти обосновалась постколониальная элита, которая больше сохраняет позицию политической преемственности, нежели радикальной деколонизации. Рефлексивно постколониальная правящая партия не является отрицанием по содержательной части и хотела бы удержать модернизацию постколониального состояния в промежуточном и переходном состоянии. Реально меняются собственно субъекты колонизации и объект колонизации, сохраняется политическая надстройка и колонизационная идеологическая миссия и политическая лояльность, тем самым происходит новая колониальная легитимация в виде признания ценностей и позиций доминиона. Новая старая казахско-русская дуалистическая номенклатурная правящая доминанта, заручившись поддержкой русской партии, в виде демографического пласта и финансового донора, удерживает контроль на политические шаги собственно казахской элиты. Наиболее важный приоритет — это недопущение государственного языка. Если прежде противниками казахского языка выступали оголтелые шовинисты из этнических русских, теперь эту задачу выполняют так называемые политические русские — обрусевшие казахи. Признаки либерийского феномена в наличии. Последствия либерийского феномена могут быть преодолены в случае перехода от этноцентризма к лингвоцентризму.

Суть ирландского феномена заключается в том, что коренной этнос, в особенности сельские жители Ирландии, в свое время отказались от родного языка в пользу языка колонизатора. Не сработает ли ирландская угроза в Казахстане? Отметим, что абсолютной гарантии нет. Потому что стремительно развиваются одновременно два процесса: казахизация и мусульманизация, с одной стороны (усиливается казахская и мусульманская демографическая доминанта и нарастает влияние ее институтов), другой процесс — казахи урбанизируются. Одновременно продолжается русификация казахского населения в городе. Не исключено, что превалирование городских казахов над сельскими, которое наступит объективно через два-три года, может привести к завершению русификации казахов. Но Ирландия XVIII-XIX веков существенно отличается от современного Казахстана. Ирландия пострадала от массовых выездов ирландцев в США и Англию, большая часть которых так и не вернулась на родину. Казахи, немалая часть которых также оказалась за пределами исторической родины, продолжают возвращаться на родину предков большими казахами, чем старожильческое казахское население. Отметим, что абсолютной гарантии реализации государственного языка нет. Потому что стремительно развиваются одновременно два процесса — накладывание одновременно действующих факторов либерийского и ирландского феноменов.

Панацея: учитесь у евреев. Нужна демократия и государственная политическая воля. Евреи восстановили свой родной язык иврит, который утеряла большая часть населения, даже не все раввины помнили его. Но евреям второй половины 20 века удалось восстановить государственность родного языка, потому что они очень сильно хотели восстановить его, это выразилось в государственной воле. Нам нужен казахский феномен с учетом еврейского опыта. Иврит сохранили раввины, либеральная буржуазия и интеллектуальная элита реализовали дерзкую мечту теоретиков сионизма. На казахской почве эти же составные — это мусульманский клир, либеральная буржуазия и национальная интеллигенция. Мусульманский клир, пожалуй, целиком на стороне государственного казахского языка, большая часть либеральной буржуазии, за исключением мелкого и среднего бизнесмена, русскоязычна и субсидирует языковое русофилство. Интеллигенция, за исключением почвеннической, в лучшем случае, равнодушна. Есть опасения, что почвенническая интеллигенция насчитывает только 15-20 тысяч человек, если это так, то их слишком мало для реализации большой идеи. Чиновничество занимает выжидательную позицию.

Кто раздает билеты на похороны государственного казахского языка?Слишком уж часто казахский язык объявляется покойником. Особенно активны пропагандисты из «Мегаполиса». Интересен тот факт, что редакторы здесь меняются, но курс против казахского языка сохраняется. Видимо, последнее условие является обязательным для владельцев. Надо отметить, что эту «противоказахскую» работу недооценивать нельзя. Подключены талантливые перья из казахов, в силу разных причин оказавшихся неказахскими языковыми ренегатами, вообразившими себя некими политическими диссидентами. Лингвистические антиказахские диссиденты сильно скомпрометировали казахстанскую оппозицию. В последующих выборных политических кампаниях в Казахстане тема казахских ценностей и приоритетов будет более актуальной, чем прежде. Предрекаю им, как политолог, их поражение. Казахи, как большинство электората, не простят нарушения политкорректности в отношении казахского языка. Урбанизация, несомненно, усилит политическую активность казахов.

Переход от этноцентризма на лингвоцентризм — главный казахский приоритет. Отныне мы, казахские интеллектуалы, считаем необходимым перенос приоритета с национальности на казахский язык. Иными словами: не тот казах, кто казах по происхождению, а тот, кто является его носителем. Если рекрутизация истеблишмента и элиты будет происходить по принципу языка, а не этноса, то русскозычные казахи освободят чиновничьи кресла. Их места займут неказахи, которым будет вменена реализация принципа лингвоцентризма. К тому же эта формула соответствует принципам гражданского общества. Это будет самым сильным ходом Назарбаева в языковом строительстве. Новая ситуация резко простимулирует интерес к государственному языку.

Следует отметить, что положение с казахским языком, пожалуй, единственныйневыполненный казахский политический наказ Президенту страны. С выполнением этого политического проекта закончится целая эпоха — колониальная история, начнется эра суверенитета духа.



util