Автор поста
Badge blog-user
Блог
Blog author
азимбай гали

Серик МАЛЕЕВ. Восстание в Семиречье 1916 года. Кто и как разрушил благодатный край

12 Сентября 2016, 14:02

Серик МАЛЕЕВ. Восстание в Семиречье 1916 года. Кто и как разрушил благодатный край

Статистика Постов 109
Перейти в профиль
http://www.altyn-orda.kz/

Серик МАЛЕЕВ. Восстание в Семиречье 1916 года. Кто и как разрушил благодатный край.12 сентября, 2016
Россия — многонациональная страна. Поэтому не следует думать, что межнациональный вопрос не волновал умы лучших русских людей.

В России всегда существовала концепция, направленная на интеграцию инородцев в свою среду, с тем, чтобы уже дети этих инородцев во втором или третьем поколении считали себя русскими людьми. Это была ненасильственная модель построения общества, предлагающая в своей основе, мирное сосуществование многочисленных народов, населяющих российскую империю.

Но практически каждый раз мы видим одно и тоже. Когда на смену команде интеграторов проходят в российскую власть великодержавные шовинисты, с их полным неприятием подобной интеграционной модели.

Повальное пьянство переселенцев и заброшенные земли

Названные нами процессы происходили и в казахской степи на рубеже XIX начала XX веков. Поэтому многим нашим современникам, в реальной жизни наблюдающим за возрождением великорусского оголтелого шовинизма, и не понятен Абай, призывавший в свое время к дружбе с русским народом. Однако не будем забывать, что большая часть жизни Абая Кунанбаева выпала на годы, когда царизм проводил в Степи относительно мирную колониальную экспансию. Поэтому Абай не просто допускал, но и отстаивал свои взгляды, согласно которым будущее казахов лежит в дружбе с русским народом.

Однако уже к концу XIX, началу XX века, с приходом на царский трон недалекого императора Николая II, политика царской администрации по отношению к нерусским народам империи претерпевает значительные изменения. В ходе проводимой столыпинской реформы территорию современного Казахстана начинают заселять переселенцами-маргиналами из Центральной России, не имевшими у себя на родине ни кола, ни двора. В пользу столыпинских переселенцев у степняков изымается более сорока пяти миллионов десятин плодородных земель.

В своей основе подверженные пьянству и не приспособленные к трудовой конкуренции, эти маргинальные полчища бедняков наносят сокрушительный удар по экономике Степного Края и Семиречья. Земля, отнятая у казахов, оказывается в большинстве случаев заброшенной.

images-1

И вот как это описано в книге «Дорога через Семиречье» современника тех событий Пауля Назарова (Paul Nazaroff «Hunted Through Central Asia» Oxford University Press 1993. First published 1932):

с.127
Бывшее Российское правительство имело очень любопытную систему колонизации Туркестана. Оно старалось заселить эти богатые земли нищими и пьяницами, которые были нежелательны в Центральной России. Оно сделало вряд ли возможным для человека, не имеющего никакого капитала, начать здесь фермерское дело, поддаваясь социалистическим наклонностям русской интеллигенции. Нынешнее правительство «рабочих и крестьян» знает только одно дело — как грабить и разрушать эту богатую и красивую страну.

И далее автор нам приводит схему трудовых отношений, которые складывались на то время между казахами Семиречья и «понаехавшими» из центральных регионов России люмпен-пролетариями:

с.139
...Я провел ночь в русской деревне Майбулак, что по-казахски означает Масляный Ручей. Хозяин дома, в котором я остановился, пожилой человек, пригласил меня на экскурсию в горы посмотреть на старую шахту, где когда-то были интенсивные работы, и было найдено большое количество старинных инструментов. Он мне сказал также, что до революции казахи привозили вниз первоклассный уголь для кузнецов. «Теперь он пропали Бог знает куда, и у нас нет никакого угля», в заключение сказал он.
Здесь, так же как и везде во всех русских поселениях в Семиречье, я был поражен сильной зависимостью русских колонистов от казахов. Все делалось руками казахов: они работали на полях, ухаживали за скотом, добывали уголь, древесный уголь и т.д. Некоторые даже арендовали обратно свою собственные земли у переселенцев — земли, которые были у них отняты у них бывшим правительством и подарены колонистам из России. Такая система колонизации этой страны, при которой росло недовольство среди казахов и кыргызов против русских, и привела к восстанию 1916 года. Власти старались обосновать такие меры броскими лозунгами типа благотворного влияния русских колонистов на грубых кочевников — благотворным влиянием, которое выразилась в обучении казахов и кыргызов питью водки, и, тем самым, увеличению доходов империи. Казахи, конечно же, как и все истинные мусульмане, являются чрезвычайно трезвым народом.

И об этом же, кстати, о том, что именно хозяйства казахов, обеспечивают большую часть поставок на фронт, (поскольку с русских переселенцев взять нечего — авт. ремарка), говорит в своем выступлении перед депутатами ГосДумы лидер партии трудовиков Александр Керенский. (Доклад А.Ф.Керенского о событиях 1916 года в Туркестане на закрытом заседании Государственной думы. 13 декабря 1916 г).

Не Николай, а николашка

Таким образом, следует констатировать, что именно неразумная политика российского императора Николая II, с ее непомерными для степняков налогами, планомерной конфискацией плодородных земель, развернутой переселенческой люмпенизацией обширных территорий, и заканчивая печально известным царским указом «О реквизиции мужского населения Туркестана и Степного Края», послужили причиной восстания 1916 года в Семиречье, имевшего трагические последствия не только для казахского народа, но и для всего населения этих мест, включая русских переселенцев:

Пауль Назаров, современник тех событий, в своей книге «Дорога в Семиречье», приводит следующее свидетельство в подтверждение данного тезиса, когда пишет: «У меня заняло примерно целый день проехать от Токмака до деревни Самсоновка. Я проезжал мимо больших русских поселений вдоль дороги, и во все х них половина населения была пьяной; затем проезжал кыргызские и казахские поселения, полностью разрушенные и снесенные буквально до земли — поселения, где лишь три года назад шумели базары и стояли фермы, окруженные садами и полями с люцерной. Теперь со всех сторон была пустыня. Это казалось невероятным, что такое стало возможным за такое короткое время — стереть целые поселения с лица Земли, со всех их хорошо развитой системой земледелия. Только при очень внимательном рассмотрении я смог найти короткие пни от их деревьев и остатки их оросительных каналов.
„Наша братва развалила все дома, Срубили деревья, срыли сады, завалили арыки так, что все пересохло, и все клеверные поля погибли“, мой кучер объяснил мне.
„Но зачем же они срыли сады и закопали арыки?“ спросил я.
„Да потому что дураки. Они сами теперь жалеют об этом. Весь тот клевер, который они загубили, был бы очень нужен им самим сейчас.“ Он имел в виду люцерну, которую обычно русские неправильно называют клевером.
Разрушение арыков и оросительных каналов в этом регионе быстро превратило этот высокоразвитый сельский район в пустыню и стерло все следы земледелия и поселений. Только вблизи водных лугов и низколежащих земель возле ручьев возможно какое-либо земледелие».

Р.S: — Российская имперская политика, в ее трактовке великодержавными шовинистами, всегда находит резоны и причины для объяснения собственных сокрушительных провалов. Так было в 1916 году в Казахстане, тоже самое мы наблюдаем и сегодня, спустя столетие, в Украине.

У шовинистов в их бедах всегда кто-то виноват, (на этот раз все их соседи, весь окружающий их мир), но только не они сами. Так может, / Чем кумушек считать трудиться, / Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?



util