Анатолий Миронов • О статье В.Крюкова Руссо, Маркс и формы собственности
Вместо эпиграфа
Обман через отношения собственности (мысль от Руссо), имея субъективную сторону, является одновременно выражением объективного содержания (где находится Руссо в этих переплетениях анализа сейчас не анализируем, это не просто, но отметим, что в нравственном смысле он на большой высоте). А значит и сопротивление осознанное и неосознанное этому «обману» (для объективного ставим кавычки, для субъективного и временами ооочччень субъективного пишем без кавычек) имеет не меньшее право считаться тоже естественным процессом, или диалектической составляющей общего естественного процесса. Это я к тому, что сегодня не только автор этой статьи сводит к естественному процессу лишь гладкое саморазвитие рынка, а остальное классифцирует как некий случайный и неуместный произвол, выпадающий из естественной истории (не желая замечать 90% обманутого, в кавычках и без, «естественным» рынком населения).
Анатолий Миронов
Из рубрики «Левоцентризм как оружие»
О статье В.Крюкова «Руссо, Маркс и формы собственности»
В.Крюков сравнил 1) Руссо, 2) Маркса и 3) себя. Выскажусь в такой же последовательности о всех троих.
1) Руссо увидел системообразующую роль собственности. Чем, кроме прочих, вложил и свою замечательную важнейшую толику в марксизм.
Если говорить категориями материализм-идеализм, то Руссо — материалист в связи с признанием роли собственности. Но он идеалист с точки зрения причин порождения собственности как категории, а именно — видит причину лишь в субъективных устремлениях отдельных людей. О его взглядах относительно других моментов производства-распределения и социальных аспектах здесь не рассуждаем.
Мнение В.Крюкова насчёт Руссо внешне выглядит таким же, но без оценок.
2) Маркс и марксизм (лишь частично о базисе, чтобы остаться в рамках статьи автора):
а) суть и роль производительных сил;
б) производственные отношения, они же отношения собственности как функция от (а);
в) суть пролетариата как производительных сил;
г) суть и роль пролетариата в изменениях производственных отношений;
д) послебуржуазные стадии (в смысле не чисто буржуазные и всё более небуржуазные);
е) диалектика объективных и субъективных тенденций. Мнение В.Крюкова о Марксе см. ниже.
3) В.Крюков: отметил новый этап марксизма по сравнению с Руссо; сузил марксистское понимание отношений собственности лишь до экономических, отвергнув правовую сторону, им же отмеченную у Руссо;
ужасно исказил марксистские наработки относительно пролетариата п.п. (в),(г); повторил в своих терминах суть марксистского главного противоречия между производительными силами и производственными отношениями, повторил марксистские перспективы в смысле п.(д), но разрешение этого главного противоречия, как и эти перспективы, дал контекстом как самоестественный волшебный детерминизм, причём автором, а не Марксом, спрогнозированный, заодно исказив марксизм по п.п. (г), (е).
Намекая на самоостановку индивидуального потребления как функции накопления капитала в смыслах автора у чудесных естественных правильных границ.
В целом за кадрами слов просматривается желание автора объявить приход, существование и развитие буржуазного и вечного общества как естественный абсолютный детерминизм, вне роли пролетариата, способного лишь «пропить заработанное», а также желание последующие стадии (д) объявить следствием внепролетарского развития и без диалетики (е), и лишь как явление народу улучшения буржуазного, а не иного по смыслу, общества.
Одна из возможных засад для автора (или для нас, простодушных) кроется, вероятно, в объявлении им как, якобы, усовершенствования Маркса отношений собственности как отношений лишь субъектов между собой (этакий общественный идеализм, бесполезно суетящийся под куполом неизбежностей).
Напоминает распространённую сегодня моду всё подогнать к процветающему капитализму, но с намёками типа ребята расходимся по домам, процесс хорош и идёт сам собой без нас, особенно без вас, нищие оборванцы.
Читайте также
14 Сентября 2017, 04:07
