Badge blog-user
Блог
Blog author
Прocтo Mы

Как возвращали орла

14 June 2016, 09:10

Как возвращали орла

Статистика Постов 307
Перейти в профиль

b86ebd9cd52a.jpg

Знамя Рюрика и города Ладога (ныне село Старая Ладога)
df197076a805.jpg


<h1>Новые-старые цвета России</h1> Владимир Монахов (подготовка текста)


Первого декабря (1993 года) Б. Ельцин подписал Указ о Государственном гербе России. Этот документ будет действовать до принятия новым Парламентом Закона о Государственном гербе.
Накануне выборов в Федеральное собрание проект нового Государственного герба РФ лег на стол Президенту Б.Ельцину во исполнение его распоряжения о приведении символики России в соответствие с современной концепцией российской государственности и новой Конституцией.

<h1>_______________________________</h1><h1>Комиссию по разработке этого символа возглавлял профессор Рудольф Пихоя — главный государственный архивист России.
Не случайно называю я эту фамилию. Ведь новая российская символика создавалась не скоропалительно, не с кондачка, как со стороны может показаться.
_______________________________
</h1>

Еще 5 ноября 1990 г. (почти за год до августовских событий 91-го) вышло постановление Совета Министров РСФСР «Об организации работы по созданию Государственного флага и Государственного герба РСФСР». И работа не стояла на месте. Ее «медлительность» понятна — речь шла о Гербе и Флаге России!

В рамках этих обсуждений был проведен и «круглый стол», в работе которого приняли участие ведущие ученые: юристы, философы, историки, специалисты по геральдике и символике, а также работники Совмина России, Министерства культуры РФ, МИДа, Союза художников...
Обсуждение подходов к концепции государственной символики вызвало далеко не однозначные взгляды на предмет разговора.

<h1>_______________________________</h1><h1>Некоторые, к примеру, считали, что флаг и герб являются символами политическими: они напрямую связаны с характером политического строя и не могут не отражать классовых позиций.
_______________________________
</h1>

Другие, напротив, уверены, что государственные флаг и герб не вправе нести классовый отпечаток. Словом, полемика была жаркой! Жаль, что высказанные мысли, суждения, так и не стали достоянием гласности.
Я постарался тематически выстроить эти выступления, но даже по сокращенной стенограмме можно судить, почему специалисты уделили столь серьезное внимание экскурсу в историю государственной символики. Путешествие во времени позволило прояснить, как возникли российские герб и флаг, какие идеи тот и другой несут...

ГЕРБ

Е. КАМЕНЦЕВА (Московский государственный историко-архивный институт):
Мы доподлинно не знаем происхождение двуглавого орла. Спорные точки зрения существуют на этот счет. Встречается двуглавый орел, к примеру, на древней тверской монете. Есть данные, что он когда-то «прилетел» с Востока. Иные считают, что это своего рода «брачное» изображение: когда Иван III женился на Софье Палеолог, на монетах и появился русский всадник вместе с двуглавым византийским орлом.

Н. СОБОЛЕВА (Институт истории Российской АН):
Как же все-таки возник российский государственный герб? Один из возможных путей — историческая преемственность. Так, на государственной печати Ивана III изображен всадник, поражающий копьем змия. На монетах с таким изображением чеканились буквы «КН», то есть князь.
Теперь о появлении двуглавого орла византийской формы. В многочисленных западноевропейских исследованиях отмечается, что он никогда не был... гербом Византийской империи. Об этом говорил русский ученый Н.П. Лихачев еще в 1915 году. А один американский специалист утверждает, что двуглавый орел стал изображаться в русском гербе лишь спустя 25 лет после женитьбы великого князя Московского на Софье Палеолог.
Впоследствии на крыльях орла появились небольшие гербы присоединенных к Москве земель. Вот такие аксессуары возникли в гербе, ставшем державным знаком Российской империи.

Г. ВИЛИНБАХОВ (Государственный Эрмитаж):
Вероятно, мы должны рассматривать старые российские эмблемы, их символику, с целью определить, какое же место они смогут занять в современной геральдике? Что касается всадника — «Святого Георгия», то тут первая сложность: он — православный святой, поэтому возникает деликатная ситуация с представителями других вероисповеданий, проживающих на территории России. К тому же «Святой Георгий» — эмблема, которая символизировала государя. А сам двуглавый орел являлся государственным символом России, особенно с того момента, когда начало создаваться централизованное Русское государство.

В. АРТАМОНОВ (Институт истории России):
Надо отметить, что рисунок орла менялся каждое царствование, в том числе его цвет. И белым был орел, и золотым, и коричневым, очень редко — черным. Если орел станет гербом России, то его, конечно, нужно будет делать либо золотым, либо серебряным. Кстати, белый цвет у «билибинского» орла. Орел — символ солнца, символ соединения европейской и азиатской частей России.

Г. ВИЛИНБАХОВ:
В 1917 году, когда Временное правительство рассматривало вопрос о геральдике, орла решили «раздеть». Создавая рисунок герба, художник Билибин оглядывался на древние образцы. Он освободил гордую птицу от имперского «утяжеления».

В. АРТАМОНОВ:
Предварительный опрос показывает, что часть населения, даже интеллигенция, ежится при упоминании о двуглавом орле. Он по-прежнему ассоциируется с деспотизмом, с царской империей... Определенные возражения против него есть у мусульманских народов. Хотя это древнейший восточный символ. Двуглавая птица встречается в символических изображениях у многих народов Азии и Востока.

<h1>________________________________</h1><h1>Я бы поддержал символ двуглавого орла, но вот поэтический образ:
«Потому мы несчастливы, братья,
Потому мы и горькую пьем,
Что у нас каждый штоф под печатью
Заклеймен двуголовым орлом...»
______________________________
</h1>

И далее: «Я нашел, друзья, нашел, кто виновник бестолковый... всероссийский наш орел!» То, что я процитировал, — голос 60-х годов XIX века. Эхо его отдалось в 1917-м! Орла тогда свергали не по указанию каких-то райкомов, райисполкомов или отделов пропаганды — это было волеизъявлением народа. Орел считался непопулярным еще в дореволюционные времена. И все же я за то, чтобы он фигурировал в новой российской символике. Ибо орел пережил столетия...

Н. СОБОЛЕВА:
Извините, но возвращение к двуглавому орлу будет выглядеть анахронизмом. Таким же, как, скажем, обращение «сударь» и «сударыня» к современным мужчинам и женщинам.

Г. ТУМАНОВ (профессор, доктор юридических наук):
Орел — красивая, но хищная птица. Открытый клюв у нее или закрытый. А «билибинский» орел, он просто смешной хищник, хищник без силы... У меня есть предложение: придумать что-нибудь такое, что ассоциировалось бы со строительством, с прочностью, с крепостью. Таким символом многонационального государства могли бы стать стилизованные башни Кремля.

С. ДУМИН (кандидат, исторических наук):
Дело в том, что башни, стены — это традиционная геральдическая эмблема, присущая городскому гербу.
Думаю, что наши национальные цвета, символы надо сохранить. Позаботиться о том, чтобы соблюдалась историческая преемственность в наших действиях. Нельзя построить новое общество, не опираясь на «хорошо забытое старое».

Г. ВИЛИНБАХОВ:
Хорошо бы провести по поводу орла широкий социологический опрос: нужен он или не нужен в гербе России? Но прежде хорошо бы выяснить: а что знают о нем люди? Свыше 70 лет о нем говорилось и писалось отрицательно. Расскажите людям — спокойно, без ажиотажа, без лишних эмоций — историю двуглавого орла, как он возник и что собой олицетворяет, и, уверен, они примут его, как уже приняли российский бело-сине-красный флаг.

<h1>________________________________</h1><h1>Е. КАМЕНЦЕВА: Не могу принять двуглавого орла в качестве современного герба! Мне кажется, возврат к нему попросту исключен. Слишком уж много наслоений на этом гербе. Возьмите «билибинский» герб, о котором говорилось. Это же какая-то птичка с опущенными крыльями!
________________________________
</h1>

В. АРТАМОНОВ:
А я полагаю, что мы не вправе отбрасывать этот российский символ. Не говорю, что орел должен быть точной копией того, что был в 1917 году. Между прочим двуглавый орел появился в нашем государстве тогда, когда Иван III был великим князем. Царем стал уже Иван IV — внук Ивана III. А империя возникла лишь при Петре I. О каких же имперских корнях этого символа может идти речь?
Оно великолепно, изображение орла — свободной, гордой и мощной птицы! Если мы будем заниматься только реконструкцией, подмазыванием, подмалевыванием нынешних государственных эмблем, то, я думаю, это заведет нас в тупик. Надо, чтобы художники вернули к нам старые или создали новые мощные духовные, нравственные символы России.
Насколько же мы политически, идеологически «зашорены», если не можем, как другие нации, боимся вернуть исконные российские национальные символы, хотя бы того же двуглавого орла?

Р. ПИХОЯ (председатель Комитета по делам архивов при Совете Министров — Правительстве РФ):
Видимо, никто не будет спорить, что двуглавый орел отражает историю нашего государства. В светской литературе русского средневековья он олицетворял и чистоту, и мужество. О том же повествуют русские летописи.
Разговор у нас идет о геральдических символах, которые могут быть использованы при создании нового герба Российской Федерации. Мы обращаемся к материи, которая, к сожалению, относится к числу забытых. И определенный образовательный уровень здесь, несомненно, нужен. Конечно, двуглавых орлов в природе не бывает, но двуглавый орел как символ государственной власти существует, например, в Албании, Австрии. И двуглавый... лев тоже!
Какой же знак может послужить ядром главного российского символа? С одной стороны, он должен олицетворять собой государство, с другой — соединить российскую государственность с его федеративной природой.

А. ФЕДОТОВ (профессор, доктор юридических наук):
Мне кажется, мы не должны ничего изобретать. Как показывает опыт, только новые государства создают новые флаги и гербы. Старые же на протяжении всей своей истории сохраняют одни флаг и один герб. Когда в 1918 году создавалась Российская Федерация, тогда, естественно, появились новые флаги и гербы.
Мы сегодня должны исходить из того, чтобы предложить нашему Парламенту флаг и герб, лишенные какой-либо идеологической начинки. Им надлежит иметь только одно содержание — историческое. Поэтому не надо ничего изобретать: нужно восстановить герб и флаг, которые просуществовали столетия.
Содержание государственной символики в том, что то или иное изображение отождествляется с определенным государством. Следовательно, нужно вернуть символы, которые вошли в плоть и кровь народа, те, что неразрывно связаны с историей нашего государства.

ФЛАГ

С. ДУМИН:
Мне кажется, что меньше всего трудностей возникло с возвращением трехцветного российского флага. Если лет пять назад его можно было бы увидеть лишь на съемках исторического фильма, то теперь на каждом шагу. Тут, видимо, общественное мнение уже подготовлено. Убедительно было доказано: флаг этот не монархический!

В. АРТАМОНОВ:
Трехцветный флаг связан с возникновением флота Петра I. Созданный как военно-морской, он затем становится национальным флагом. В центре его помещалось изображение двуглавого орла. Белый, синий, красный цвета на Руси имели определенный символический смысл: белый означал мир, чистоту, правду, благородство; синий — веру и верность, честность; красный — мужество, смелость, защиту веры.

Е. КАМЕНЦЕВА:
Был в России еще один флаг, утвержденный указом Александра II в 1858 году, — черно-желто-белый. Что означали эти цвета? Они соответствовали цветам герба России: верхняя черная полоса — черному орлу, средняя желтая — желтому полю герба, нижняя белая — кокарде Петра I и белому всаднику Святого Георгия Победоносца.
В результате в России стало как бы два официальных флага: черно-желто-белый признавался государственным, имперским; бело-сине-красный — национальным, народным. Первый вывешивался в праздники на казенных зданиях, второй украшал частные дома.

<h1>_______________________________</h1><h1>Временное правительство, отказавшись от имперского флага, утвердило флагом свободной демократической России бело-сине-красный, справедливо посчитав, что он отнюдь не символизирует царизм.
________________________________
</h1>

С. ДУМИН:
Кстати, в брошюрах пресловутой «Памяти» утверждается, что бело-сине-красный флаг плохой, ибо он похож на французский республиканский. Мол, это уступка западным идеям. А исконно монархический — золотое знамя с черным имперским орлом. Вот такое, по их мнению, России и надо, в крайнем случае — черно-желто-белый стяг. Последний — флаг как раз династический, существовавший в России недолгое время. Уж он-то для нас неприемлем...

В. АРТАМОНОВ:
Какие могут быть сомнения? Слава Богу, что Россия вернула себе историческую реликвию! Более двух веков наш народ жил под бело-сине-красным флагом. За это время были созданы могучее государство, великая культура.
Цвета отечественного флага не только русские — они славянские. Белый, синий (зеленый) и красный — предпочтительные цвета поляков, чехов и словаков. В знак признательности России, и в память об освобождении от османского и австрийского господства несколько народов — сербы, черногорцы, словенцы, хорваты, боснийцы, македонцы, болгары и армяне — приняли свои национальные цвета по образцу русских.
Если речь идет о традиционном трехцветном флаге с равными полями, то подобного ему нет на планете. В геральдике это место «занято» только русским флагом.
<h2>
Подход к концепции</h2>
С. ДУМИН:
В каком сочетании употреблять старинные эмблемы России и как соотносить их с новейшими, — вопрос, который необходимо обстоятельно обдумать. Возможно, стоит провести изучение общественного мнения. Сейчас, хотя и стихийно, идет процесс возвращения к национальным традициям. Наконец-то возрождаются древние имена городов, первоначальные названия улиц. Нечто подобное произошло с государственными флагом и гербом.

М. ПИМЕНОВ (МИД России):
Решая какие-то проблемы, связанные с геральдикой и символикой, народ должен обращаться к своим истокам. Это вполне естественное, здоровое начало, и здесь споров быть не должно. Вместе с тем не следует сбрасывать со счетов, что сейчас крайне сложное время. Россия — многонациональное государство и его население придерживается разных верований.

<h1>_______________________________</h1><h1>В этой ученой аудитории могут быть спокойно восприняты какие-то символы, а население тех или иных регионов «единодушно» принятые нами символы не воспримет.
Двуглавый орел воспринимается все же не иначе как символ Российской империи. Поэтому к изменению символики надо подходить очень ответственно.
_______________________________
</h1>

Г. ТУМАНОВ:
Полагаю, новые герб и флаг должны соответствовать духу новой Конституции России. Только после этого может быть решен вопрос о российской символике в целом.

Р. ПИХОЯ:
Процесс создания флагов и гербов затронул все республики бывшего Союза. Это — результат развития национального самосознания и одновременно — закономерный этап формирования суверенитета различных территорий, республик, народов.
Быть ли в наших гербе и флаге элементам советской символики? Само время задает этот вопрос. Проблема здесь такая: как сочетать старое и новое? Есть австрийский вариант. Это тоже орел, но в одной лапе у него... серп, в другой — молот, на голове же корона. Этот «имперский» герб существует по настоящее время. Он олицетворяет союз трех классов: крестьянина, рабочего, класс буржуазии.
Возможны и другие варианты. Интересно предложение об использовании красного цвета, который вошел в сознание людей как цвет России, с которым страна прожила семьдесят с лишним лет.

В. АРТАМОНОВ:
Замечательная находка художников первых лет революции — изображение венка колосьев вокруг герба. Уникальна и сама форма герба РСФСР... Но каким быть новому гербу России? Можно вернуться к старинному — белому всаднику, выдержанному в бело-красных цветах. Либо к орлу — второму гербу России.

<h1>________________________________</h1><h1> Недостаток его, как вы уже знаете, в том, что он может вызвать неприятные ассоциации у других народов.
________________________________
</h1>

Эти ассоциации можно снять, скажем, таким приемом: поместить орла на геральдический щит РСФСР, окружив его венком из колосьев ржи или веток березы. Береза, по сути, — символ и русского, и других народов Российской Федерации.

С. ДУМИН:
Видимо, все теперь согласятся, что герб в виде российского герба, утвержденный в 1917 году Временным правительством, никакой не монархический и не содержит в себе имперских идей.
Кстати, когда мы говорим о двуглавом орле как о дореволюционной эмблеме, то забываем одно обстоятельство: герб, разработанный Билибиным, был одновременно и первым гербом... Российской Социалистической Федеративной Республики. Я могу продемонстрировать банкноты, выпущенные Советской властью. На них подпись наркома финансов Пятакова. На купюрах изображен тот самый, якобы неприемлемый для нас орел!

Н. СОБОЛЕВА:
Все геральдисты мира видят в гербе опознавательно-правовой знак, утвержденный верховной властью. Этот правовой момент, присутствующий в каждом гербе, отличает его от прочих знаков, скажем, от фабричных марок. Государственный герб и все его изменения должны быть обязательно зафиксированы в Конституции.
Как в принципе составлялись государственные гербы? Иногда чисто случайно. Какая-то область брала некую эмблему (в стилизованном виде изображались животные, цветы, листья и т.д.) и помещала ее в свой герб. Но обычно за герб страны принимался герб царствующего дома. Гербы Великобритании, к примеру, или Бельгии — это знаки правящих династий. И, наконец, законодательным путем создавались гербы таких относительно молодых государств, как США и СССР.

<h1>________________________________</h1><h1>Изменение государственных символов — не прихоть: захотели — и какие-то аксессуары в гербах сняли, что-то прибавили, убавили. Если символы государства видоизменяются, то для этого должны быть очень серьезные, весомые причины.
________________________________
</h1>

Г. ТУМАНОВ:
Прежде всего необходимо определить, какие принципы должны послужить основанием государственной символики. Несомненно, герб и флаг — это символы политические, несущие идеологическую нагрузку. Так было, есть и будет. Отсюда вопрос: быть или не быть в наших гербе и флаге советской символике с ее ставшим традиционным красным цветом, серпом и молотом, пятиконечной звездой? Или же полностью отказаться от них, взяв за основу символику, сложившуюся за период от Ивана III до Николая II? Либо мы, считая себя правопреемниками Российского государства, все-таки вносим в символику то новое и, согласитесь, историческое, что принесла с собой Октябрьская революция?
Второе принципиальное соображение. Российская Федерация — государство многонациональное, в свое время включившее в свои состав бывшие государственные формирования: либо русскоязычные, как некогда вольный Новгород, либо иноязычные, как завоеванное при Иване Грозном Казанское ханство. У всех них были свои атрибуты государственности. Признавая этот факт, вносим ли мы в герб и флаг новой России какие-то элементы, свидетельствующие о том, что мы все-таки не только великороссы?

В. АРТАМОНОВ:
При создании государственных символов, безусловно, нужно исходить из сложившихся реалий. В большинстве стран государственные символы понимаются как общенациональные, объединяющие. Они внесословны, внеклассовы, внепартийны и постоянны. Верность своим историческим эмблемам, способность пронести их сквозь века составляют особую гордость — служат залогом преемственности исторической жизни народов.
Сейчас наша страна переживает пору политических и экономических реформ. Большинство республик возвращается к своей национальной символике. Национальная символика — это духовный стержень нации. Она объединяет все национальности, социальные слои, в том числе... административный аппарат.

ПОСЛЕСЛОВИЕ:

Сокращенная стенограмма «круглого стола», видимо, дает представление о том, сколь остро проходила полемика на тему: какой быть новой российской государственной символике?

<h1>________________________________</h1><h1>Победителями в споре, как известно, вышли те, кто ратовал за двуглавого орла в гербе Российской Федерации. Именно их проект лег на стол Президента...
________________________________
</h1>

Это — золотой двуглавый орел на красном фоне, над головами которого помещены три короны; орел держит в левой лапе державу, символизирующую единство государства, а в правой — скипетр, символ суверенитета. На груди орла изображен св. Георгий, повергающий змия, — символ России и Московского княжества.
По-разному можно относиться к этому гербу: кто будет негодовать, кто радоваться возвращению старой российской символики. А если вдуматься, обидно: почему «наверху» не поинтересовались мнением нас, россиян?


ee213fc2a309.jpg
<h1>
f1654b9bdffb.jpg
The House of Habsburg or Hapsburg (also known as House of Austria) was one the most important royal houses of Europe and is best known for being an origin of all of the formally elected Holy Roman Emperors between ca800/1438 and 1740/1920, as well as rulers of the Austrian and Spanish Empires and several other countries.
</h1><h1>________________________________</h1><h1><= Cиамская близнецовость =></h1><h1><= Рабство и как с ним бороться =></h1><h1><= Назовите нового президента =></h1><h1>________________________________</h1>

68901c76743b.png



<= День России&Orlando ____________ Cтарая статья коммуниста =>
util