Badge blog-user
Блог
Blog author
Архип Перевалов

Читая Ю.Лотмана

3 Октября 2016, 15:36

Читая Ю.Лотмана

Статистика Постов 26
Перейти в профиль
«Свобода, понимаемая как личная независимость, полнота политических прав, в равной мере нужна и народу, и дворянской интеллигенции, утратившей антинародные феодальные привилегии, но выковавшей в вековой борьбе с самодержавием свободолюбивую традицию. Борьба за уважение деспотом прав дворянина — форма борьбы за права человека. С этих позиций народ и дворянская интеллигенция («старинные дворяне») выступают как естественные союзники в борьбе за свободу. Их противник — самодержавие, опирающееся на чиновников и созданную самодержавным произволом псевдоаристократию, «новую знать».

Читая очерк Юрия Лотмана о повести Пушкина «Капитанская дочка», невольно ловишь себя на мысли, что ничего в России не меняется. События конца XVIII века, описанные поэтом в 30-е годы XIX, и процессы, происходящие в 60-е годы XX века, когда был написан очерк, названные «оттепелью», все говорят об одном — извечном противостоянии народа с властью, владетельным сословием. В этой непримиримой борьбе сгинула аристократия, сословие дворян, основательно вычищенное революцией, выродилось в советскую номенклатуру. Смешавшись с наиболее предприимчивыми (пассионарными), но далеко не лучшими представителями народа, остатки дворянского сословия, растеряв морально-этические установки своих предков, произвели на свет совноменклатуру, которая стала новым владетельным классом.

«В произведениях типа „Моей родословной“ и „Дубровского“ правительство, опирающееся на псевдоаристократию и чиновников, — основной враг. Царь — воплощенное государство, вершина его аппарата. Во второй половине 1830-х гг. для Пушкина характерны утопические попытки отделить личность царя от государственного аппарата. Отделив его — живого человека — от бездушной бюрократической машины, он надеялся, сам ощущая утопичность своих надежд (в 1834 г. он писал в дневнике о безнравственности политических привычек Николая I: „Что ни говори, мудрено быть самодержавным“ — XII, 329), на помощь человека, стоящего во главе государства, в деле преобразования общества на человеческой основе, создания общества, превращающего человечность и доброту из личного свойства в государственный принцип». Как все по-прежнему, господи. Даже заблуждения те же.

Создается впечатление, что, переправившись не без потерь через бурные 90-е, совноменклатура теперь по памяти снова отстраивает старое «доброе» сословное государство.

Правда, не стоит забывать, что всякое общество, опростившись до обыкновенной дроби, и которое имеет в своей верхней части смехотворно малые числа, стремится к нулю.
util