Badge blog-user
Блог
Blog author
Nikolas Tellar

В защиту драконьей риторики (о вспомогательной функции культуры)

2 November 2016, 22:37

В защиту драконьей риторики (о вспомогательной функции культуры)

Статистика Постов 5
Перейти в профиль
До тех пор, пока у проблемы, которая реально существует, нет общепринятого научного термина, я продолжу эксплуатировать термин, заимствованный из фильма режиссёра Марка Захарова — Убить дракона

Но я понимаю, что по-началу придётся пробираться сквозь тернистые предрассудки и молчаливое недопонимание.

Иногда с товарищами мы размышляем на тему того, как проламывать стену непонимания и что было бы, если бы выше упомянутой экранизации вовсе не существовало и её бы не посмотрели сотни миллионов зрителей? Смогли бы мы в наше медийное время мотивировать людей прочитать и вникнуть в сказку Евгения Шварца «Дракон» ? Дав ссылку все бы мигом ринулись её читать? А потом накладывать на реальность, также гениально пропустив через послевоенную Советскую эпоху? Если бы у нас были ресурсы экранизировать самим, то как бы мы, молодые люди, взрослевшие на обломках Советского Союза пропустили бы книгу через историческую эпоху, которую не имели возможности прожить в сознательном возрасте? Кто бы вообще читал нашу аналитику? Лишь единицы. Иногда мы шутим, что пришлось бы молить Марка Захарова найти ресурсы и снять эту киноленту, рискуя разозлить пост-советское правительство. Этот фильм сейчас является исторической реликвией, которую не смог бы создать никакой голливуд ни за какие деньги. В этом произведении помимо всего прочего закодирована формула успешной борьбы и мне удалось расшифровать все элементы.

Как-то в одном из интервью Владимиру Познеру, Марк Захаров отвечал на вопросы, связанные с этим фильмом. То, что он ответил можно посмотреть по этим ссылкам (ютуб с тайм-кодом):

1. «Надежда на молодых ребят, которые может справятся. Может быть они выполнят исторически важную задачу, которая близка к национальной идее: погасить холодную гражданскую войну, которая продолжается в нашем отечестве»

2. Фрагмент про суть фильма Дракон с точки зрения режиссёра Марка Захарова

До тех пор, пока риторика про Дракона будет оставаться живой в устах столь авторитетных людей, на творчестве которых мы выросли, у нас ещё хватает наглости гнуть эту линию и тянуть за ниточки проблематику. Что мы и делаем.

Драконья риторика хоть и богата на художественные образы мифического и сказочного фольклора, но для исследования столь серьезной проблемы, она нужна, как моторное масло нужно двигателю, чтобы его не заклинило от жести и накала страстей во время осмысления проблемы, её обсуждения, объективизации и реализации проекта. Медийный образ Дракона будет нужен, как ракетоноситель нужен тяжёлой ракете, для выхода на массовую медийную орбиту. Драконьи образы нужны в исследовании, проводимом для объективизации, как топор нужен «каше из топора». И очень бы не хотелось, чтобы художественный инструментарий, данный нам культурой, стал вызывать ментальную аллергию, вместо интереса и желания решать эту проблему на полном серьёзе.

Каждый день в новостях появляются новости, как Дракон снова кого-то убил, замучил, покалечил или изнасиловал. Когда людям надоест это терпеть начнётся революция. В отличие от Шварцевского Дракона, который представлен как личность, в нашей модели Дракона все эти войны и революции для его существа не опасны. Это хищное чудовище устроено примитивно в плане духовных ценностей и потребностей. Его не интересуют ни высокие материи ни глубины человеческих душ ни их горячие сердца. Он не наслаждается человеческой болью и страданиями, так как это не демон исчадие ада. Дракон просто питается человеческой плотью. Всё!Если Дракон и проникает в людей, мучая их, то только лишь для одной единственной цели — оставаться тайным и не действовать слишком открыто. Если Дракон не может просто съесть человека, то он найдет десятки хитрых способов вывести человеческий организм из строя, чтобы в конечном счёте погубить и сожрать туловище, действуя паразитарным или вредительским сценарием. Дракон может заручиться поддержкой подлых людей и тогда он действует более нагло и более открыто. Больше всего Дракон боится прогресса, который может коснутся его физиологи. И тогда люди уничтожат его, как в своё время уничтожили Чумного Дракона или посадили на цепь Ядерного Дракона.

Дракон опасен тем, что слишком долго живёт с людьми и люди уже не замечают его присутствия. Некоторые люди видят следы его деятельности но не связывают их в единую кибернетическую схему со множеством функциональных блоков и обратными связями. Дракон прячется за ордой множества добрых медийных образов драконов и знает, что за ними его никто не ищет. Пока его не видят, его никто не боится, а значит он будет делать всё, что хочет и сколько хочет.

Пока на Дракона не смотрят его не существует. Если бы я был первобытным исследователем, когда ещё не было научного оборудования, я бы мог даже радиоактивность с чумой описать драконьей риторикой в виде мифа, как минимум для того, чтобы уберечь своих детей, вливая в сложившуюся и отработанную систему устной передачи информации некий туманный прототип осмысленной проблемы, завёрнутой в оболочку мифа. Так культура выполняла бы свою иммунизирующую задачу для человечества, пока наука не разовьётся до нужной степени и не даст мифологическим явлениям научное объяснение, прогрессивную защиту и технологии иммунизации.

В то время, как наука только развивалась, её частично заменяла культура. Древние Греки, например, создали целую систему Богов, которые проживали в своих стихиях полноценные семейные жизни, похожие на человеческие, но при этом обладали магическими сверхспособностями (за которыми скрывались обычные природные явления, которым ещё не было дано научное объяснение). Через систему Божеств Греки передавали устным способом большие массивы агрономических, климатических, биологических, природных и астрономических познаний о мире. Да, у них тогда не было гаджетов и поисковых систем, приходилось всё запоминать, держать в голове и передавать устно детям и никто не считал это бредовой идеей.

Поэтому и нам драконью риторику следует воспринимать адекватно. Тем более, что в процессе реализации проекта эта риторика будет играть исключительно медийную функцию, а не функциональную (риторика т.е. не будет заменять науку). Все фрагменты скелета Дракона имеют свои общепринятые названия и наука довольно хорошо их изучила.
util