Badge blog-user
Блог
Blog author
Зоя Светова
Blog post category
Общество

«Наступит день, когда фильмы о Немцове покажут по телевизору»

Что объединяет три документальных картины об убитом политике
6 December 2016, 16:52

«Наступит день, когда фильмы о Немцове покажут по телевизору»

Что объединяет три документальных картины об убитом политике
Статистика Постов 22
Перейти в профиль

Последние несколько дней я провожу вместе с Борисом Немцовым. Я смотрю фильмы о нем. «Мой друг Борис Немцов» Зоси Родкевич, «Слишком свободный человек» Веры Кричевской и Михаила Фишмана, «Немцов» Владимира Кара-Мурзы-младшего. Эти три фильма очень разные, но есть и то, что их объединяет: в них нет мертвого Бориса Немцова. Мы не видим моста — места его убийства. Мы знаем, что он убит, но фильмы — не об этом, мы лишь смотрим историю его жизни. Особенно подробно она изложена в фильме Владимира Кара-Мурзы-младшего, мы слышим его друзей, которые вспоминают, каким он был в науке, в политике, в жизни, но почти никто, наверное, за исключением Михаила Ходорковского, не говорит о его гибели.

В этих трех фильмах Немцов — живой.

«Мой друг Борис Немцов» молодого режиссера Зоси Родкевич — это жизнь Бориса Немцова почти в ежедневном режиме в последние его месяцы.

«Слишком свободный человек» и «Немцов» — это не просто фильмы-биографии в привычном понимании этого жанра. Это не классические байопики, не агиографии.

Через историю жизни Немцова нам показывают совсем недавнюю историю России, мы видим, как все начиналось, видим, какие ошибки были сделаны Ельциным, Немцовым, Чубайсом, другими действующими лицами. Авторы фиксируют эти уже непоправимые ошибки, которые привели нас туда, где мы оказались сегодня. Туда, где возможно, чтобы самого свободного человека убили на мосту рядом с Кремлем.

Когда смотришь фрагменты старых интервью Немцова, поражаешься, насколько он был органичен во всем. Вот вице-премьер российского правительства в знаменитых белых штанах встречает в аэропорту президента Азербайджана Гейдара Алиева, вот он же пересаживает чиновников с «иномарок» на российские машины, вот он, вопреки желанию Ельцина, собирает миллион подписей за прекращение войны в Чечне.

Немцов — редкий тип человека, у которого нет «второго плана». Он ничего не держит «за пазухой».

В одном из интервью он обещает, что «не будет врать», и удивительное дело, он держит слово. Ведь он, в отличие от очень многих политиков, действительно не врал и не воровал. Об этом в фильмах говорят все, кто его знал.

И тем поразительнее почти каминг-аут Михаила Фридмана, который в «Слишком свободном человеке» признается, что не мог общаться с Немцовым столько, сколько бы хотел, поскольку боялся причинить ущерб своему бизнесу.

Другое признание: Евгений Киселев вспоминает, как просил прощения у Немцова за то, что в одной из передач «Итоги» в 1998 году в рубрике «Если бы президентские выборы состоялись в следующее воскресенье» показал его портрет, перечеркнутый крестом: «Президентский рейтинг» Немцова тогда был чрезвычайно низок.

Один фильм как бы перетекает в другой: авторы зачастую берут интервью у одних и тех же людей. Иногда они рассказывают одни и те же истории, но по-разному. И это не кажется досадным повтором, наоборот, одно воспоминание дополняет другое.

Но повторюсь, фильмы — очень разные, у них разные месседжи и разный подход к биографии Немцова.

Владимир Кара-Мурза-младший был близким другом Немцова и, выступая перед показом фильма в Сахаровском центре, признается, что «очень многое бы отдал, чтобы ему никогда не пришлось снимать этот фильм». У него Немцов — какой-то более «свой», более домашний, чем у Кричевской и Фишмана.

Он, безусловно, смотрит на Немцова как на старшего товарища и восхищается им. Для него важно, что Немцов вернулся в Россию, хотя понимал, что его могут посадить.

Об этом в фильме вспоминает Владимир Буковский. Они встретились в Израиле. Тот спросил, возвращаться ли в Россию. Буковский ответил: «Я за тебя это решить не могу. Я другой человек, у меня нет семьи. Я ни за кого не отвечаю. Он сказал: „Но ведь ты бы поехал, вот и я поеду“». Буковский говорит, что был уверен: рано или поздно Немцов обязательно «возглавит страну».

И правда, когда сегодня, уже зная, что Немцова нет, слушаешь эти слова, и неизбежно думаешь: «А ведь и правда, он мог бы быть президентом!». И уже неважно, что кто-то из героев вспоминает, как в 1996 году Немцов говорил, что не пошел бы на выборы, потому что «президент должен посылать людей на кровь», тема «Немцов — возможный президент России» постоянно возникает в фильме Владимира Кара-Мурзы-младшего. И в одном из эпизодов он и сам говорит: «Немцов не исключал, что будет участвовать в президентских выборах 2018 года».

Это как бы несбыточный сон. А когда просыпаешься, вспоминаешь: у нас уже долгие годы совсем другой президент. Президент, который на контрасте с высоким, красивым и обаятельным Немцовым не просто сильно проигрывает, а выглядит запредельно жалко.

Поневоле начинаешь сравнивать двух политиков. Ужасаешься, почему страна выбрала Путина и отвергла Немцова.

Тысячу раз прав Олег Сысуев, когда говорит: «Есть такое представление, что успешный политик не может быть хорошим человеком. Немцов же доказал, что блестящий политик может быть и хорошим человеком».

Да, он был и блестящим политиком, и незаурядным человеком. А мы все ныли, что в России после Сахарова и Солженицына нет нравственных авторитетов, и вслед за пропагандистским телевизором и Life News разглядывая загорелого Немцова на яхте или в обнимку с очередной длинноногой красоткой, не желали видеть другого Немцова — Немцова, неутомимо склеивающего оппозицию по кусочкам, Немцова, публикующего доклады о коррупции и воровстве, Немцова, не боящегося судиться с Путиным.

Мы поняли, каким он был, когда после его убийства в одночасье «сдулась» вся оппозиция. И хотя в фильмах ничего нет о его гибели, мы-то знаем, что должны как-то жить без него, жить без его энергии, харизмы, смелости и страсти к справедливости.

Наверное, поэтому фильмы «Слишком свободный человек» и «Немцов», при всей их щемящей грусти, оптимистичны и духоподъемны.

Хотя невозможно сдержать слез, когда на фотографии — улыбающиеся Борис Немцов и Павел Шеремет, а ты знаешь, что их уже нет. Невозможно сдержать слез, когда слышишь Немцова: «В России нужно жить долго. Это не я сказал. Я верю, что делаю абсолютно правильное дело. И я не уеду, пусть они валят...».

А вот, вытерев слезы, хочешь быть хоть чуть-чуть похожим на него. Хочешь заразиться его свободой. Стать сильным, сопротивляться, менять жизнь и страну. Пусть медленно. Но неуклонно.

И, конечно, удача песня Андрея Макаревича в конце фильма «Слишком свободный человек: «На каждого из нас у смерти есть по пуле. Так стоит ли об этом говорить?..

...Тогда и на краю свободно дышишь. И пулю, что положена тебе, ты не услышишь. А остальные мимо пролетят...»

Уверена: наступит день, когда фильмы о Немцове покажут по телевизору, и его узнают простые люди, как они узнавали его на рынках Ростова и Переяславля-Залесского, куда он ходил агитировать на выборы в Ярославскую думу, где он раздавал свои доклады о коррупции и о дворцах Путина. Его узнают. И уже никогда не забудут. Потому что он один был такой.

Равный самому себе.

util