Badge lecture
Лекция
Event category
История
Event time
25 January 2017, 19:00
Event visitors
Посетили
0

Завершено Санкт-Петербург: Культурная история обуви в имперской столице

Продолжение лекционного цикла «Теория моды» – совместного проекта Новой сцены Александринского театра и издательства «Новое литературное обозрение».
Дата и время 25.01.2017 — 25.01.2017 19:00
Место Санкт-Петербург, Новая сцена Александринского театра Набережная реки Фонтанки, д. 49 А

Санкт-Петербург: Культурная история обуви в имперской столице

Продолжение лекционного цикла «Теория моды» – совместного проекта Новой сцены Александринского театра и издательства «Новое литературное обозрение».

История обуви — особая область в рамках общей истории костюма. В целом подчиняясь модным течениям, обувной дизайн эволюционировал в своем, специфическом ритме. Изменения в области обуви происходили медленнее, чем в сфере одежды и аксессуаров: если силуэт дамского платья мог радикально измениться всего за пару сезонов, то обувные фасоны зачастую сохранялись годами, варьируя лишь в деталях. Так, дамская обувная мода в XIX в. неспешно развивалась от бескаблучных туфель на завязках à la grecque к вышитым в духе бидермайера пантофлям и атласным открытым туфлям без застежки — в середине столетия, а затем — к декорированной бисером пряжками обуви на французском каблуке. Модная форма обувного носка менялась на протяжении XIX в. от квадратной к скругленной и вытянутой. Постепенно эволюционировал и тип застежки — от боковой шнуровки к ремешкам и пуговицам, которых порой было столь много, что застегивалась такая обувь лишь с помощью специальных крючков. В конце XIX в. утверждается привычная нам фронтальная шнуровка.

Санкт-Петербург — имперская столица, находился в авангарде модных веяний, прежде всего французских, а также английских и — в сфере обуви — венских. К началу XIX в. аристократическая и обеспеченная публика предпочитала напрямую «выписывать» обувь из Парижа, но уже к середине столетия в Петербурге появились собственные модные мастерские и магазины, в том числе обувные, по шику, качеству и дороговизне товара, не уступавшие европейским прототипам. Первоклассные заведения, владельцы которых носили почетное звание «Поставщика Императорского двора», располагались на Невском проспекте и в окрестностях Большой Морской улицы. Здесь же — на главном проспекте столицы — в 1848 г. открылся «Пассаж» — торговое заведение нового типа, созданное по парижскому образцу.

На другом полюсе петербургской торговли находились многочисленные сапожные и башмачные лавки на рынках, Апраксином дворе и окраинных улицах. Большой Гостиный двор с его более чем двухсотвековой историей занимал среднее положение между шикарными магазинами — с одной стороны и лавками для «простой» публики — с другой.
Появившиеся в столице на рубеже XX в. универсальные магазины, а также торговля по каталогам послужили размыванию социальных границ в области моды и костюма.
Однако по-настоящему демократичной мода, в частности обувная, стала благодаря фабричному производству. В 1860-м г. в Петербурге был основан завод «Треугольник» (до 1908 — Т.Р.А.Р.М) — производитель столь актуальной в местных условиях резиной обуви, в том числе легендарных галош на красной байковой подкладке. Наконец, в 1882 г. начала работу крупнейшая обувная фабрика дореволюционной России — «Скороход».

Начало в 19:30. Вход свободный.

util